«РЕТРАНСЛЯЦИЯ» ТРАГИЧЕСКОГО ОПЫТА ЖЕРТВ НАЦИЗМА
Выступление Председателя Общероссийской общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей», редактора газеты «Судьба» Синегрибова Л.К. на Международном антифашистском форуме в Москве. Сентябрь 2020
Уважаемые участники московского форума!
Тревожный доклад Николая Махутова напомнил об одной истории. В Русском Доме Берлина 12 декабря 2005 г. на форуме «Память и будущее» россиянка из Калуги Людмила Ивановна Ермолюк поведала о кошмаре 1943 года, когда будучи одиннадцатилетней девчушкой — невольницей она лежала на кушетке Ретцовского детского дома, что в Германии, и в полуметре от себя видела тяжело дышащего раненого человека – немецкого генерала. Руки девочки и взрослого человека были соединены резиновым жгутом. Во врезанном в него стеклянном «окошке» — трубочке пузырилась кровь. Её детская кровь, кровь русской девочки — «бандеркинда»
— Я плачу, я кричу, я задыхаюсь от бессилия… — тихо произнесла наша Люда, задрожав от тяжкого воспоминания.
Все, кто был в зале, в большинстве были немцы, казалось, почувствовали трагедию этой женщины.
Трагедия Людочки Руденковой (девичья фамилия Л.И.Ермолюк), дочери красноармейца, как и трагедии всех детей — невольников, заключалась не только в невыносимых условиях физического существования, но и в нравственных муках. Последние лишь усугубляли страдания. Можете себе представать, как искорёжил гитлеровский плен юные души, как травмировал детскую психику, если до сих пор мы видим по ночам лагерные сны, если до сих пор слышим крики команд надзирателей, если до сих пор ощущаем запах баланды из гнилых овощей и вкус эрзац-хлеба из кормовой свеклы и древесных опилок. Глубоки зарубки, оставленные неволей в нашей памяти. Кажется, они не забудутся никогда.
Но это только кажется. К счастью, в человеческой природе «охотнее» помнить хорошее, чем плохое.
Наша память – это не просто тропинка, не просто дорога, а – магистраль, ведущая в будущее. И есть смысл задать себе вопрос: на чем следовало бы сосредоточить наши усилия для того, чтобы живая память бывших малолетних узников фашизма – последнего (в силу демографических особенностей) надежного связующего звена между поколениями – учила, предостерегала, служила благу народов, их наиболее полному взаимопониманию как непременному условию мира и стабильности на земле?
Назову ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ работы российского союза малолетних узников фашизма — общественной организации, к
деятельности которой многие из присутствующих имеют непосредственное отношение. Они представляются сегодня если не важнейшими, то чрезвычайно важными.
Первое направление
Каждодневная, системная, неформальная работа с молодежью, с детьми и внуками. Доверительные беседы включают весь проверенный временем арсенал средств актуализации исторической памяти народа в отношении преступлений национал-социализма против человечества и человечности, против прав и свобод личности. Особое внимание обращается на такие фундаментальные права, как право на жизнь, на достойное существование, на защиту моральных и материальных интересов. Для утверждения ценностей демократии, гуманистических начал мирового общественного развития необходимо чаще проводить встречи со студентами и школьниками, устраивать конкурсы, диспуты, созывать конференции, организовывать обменные поездки, развивать зарубежные связи, в частности с представителями общественности ФРГ, других стран, представители которых участвовали в агрессии против СССР.
Второе направление
Углубленное исследование истории, идеологических параметров, системы нравственных ценностей движения бывших малолетних узников фашизма как явления. Это движение, опираясь на поддержку граждански активной части советского общества, утвердилось в СССР в конце 80-х годов. Кто и когда считал детей, погибших в концлагерях Второй мировой войны? 6 миллионов уничтоженных евреев посчитали, 4,5 миллиона советских военнопленных, замученных в концлагерях, тоже посчитали. А вот прерванные жизни детей с оккупированных территорий Беларуси, Украины и России не считали! Никто и никогда. Приблизительный подсчёт детей, погибших в концлагерях Второй мировой войны в течение тридцати с лишним лет проводит Международный союз бывших малолетних узников фашизма — общественное объединение граждан независимых государств, созданных на территории бывшего СССР – великой страны, одолевшей фашизма. Оказывается, миллионы советских ребят уничтожено нацистами и их приспешниками в годы Второй мировой войны. Выжил один из десяти!
Те, кто уцелел, после войны сумели стать на ноги, выйти в люди. В период перестройки и демократизации советского общества они объединились, образовав свой союз.
Люди, которых национал-социализм рассматривал в качестве обитателей «пространства для террора», выработали высокое «пост-геноцидное» и «пост-холокостное» сознание. А выработав, прорвали в морально разбалансированных условиях реальной действительности СССР кольцо блокады не только вокруг себя, но и вокруг себе подобных – так называемых, взрослых узников концлагерей. Несчастные! Жертвуя собой, наши матери, старшие сёстры и братья, дедушки и бабушки, просто земляки и соотечественники, они укрывали нас, детей, выручали из беды, спасали и спасли многих из нас. В награду за подвиг нашего выживания они обрели только царство небесное. Сохранить память об умерших – долг живых! Понадобились долгие 30 лет поисков путей объединения и способов решения наиболее острых и неотложных проблем жертв фашизма. Но мы добились того, чего намеревались добиться. В первую очередь – государственного и общественного признания. Разве история нашего правозащитного движения и союза малолетних узников фашизма не поучительна? Разве не достойна того, чтобы сохранить её на века, уберечь для будущих поколений? Передать наши дела в музеи и архивы как эстафету живой памяти – наша неотложная задача.
Монография Н.А.Махутова «Малолетние узники фашизма», презентованная на московском форуме международным гуманитарным общественным фондом «Знание», одна из сотен книг, изданных узниками фашистских лагерей, достойное пополнение серии «Библиотека просветителя», которой пользуется широкий круг читателей – школьники, кадеты, студенты, педагоги и специалисты, все, кто интересуется вопросами истории войн и военных конфликтов с детскими жертвами, их организаторами и преступниками как в прошлом, так и настоящем. Книга Председателя Международного союза бывших малолетних узников фашизма – тревожный посыл в будущее.
Наконец, третье направление
Говоря об этом направлении, имею в виду:
– активную моральную и материальную поддержку книг и брошюр с воспоминаниями жертв, а также их газеты «Судьба» — единственного в мире регулярного издания жертв нацизма. Сто девяностый ее номер привезен сюда, в Москву, из далекого забайкальского города Улан-Удэ, где «прописана» «Судьба» вот уже 27 год. Разошлось более 600 тысяч экземпляров, газету знают везде, где живут узники, — от Южно- Сахалинска и Хабаровска на востоке, до Бреста, Донецка и Тирасполя на западе, от Мурманска и Архангельска на севере, до Краснодара и Симферополя на юге.
Около 40 тысяч писем и сообщений поступило в улан-удэнскую редакцию «Судьбы» за годы её существования. К сожалению, не всё опубликовано. Зато всё принято на хранение в Национальный архив Республики Бурятия, где создан и действует специальный фонд газеты «Судьба».
Нашими устами газета призывает к сохранению того, что лежит в основе народного самосознания и составляет саму основу, суть существования человека, а именно, любовь к Родине, преданность Отчизне, стремление созидать и делать всё для её будущего. Вдумайтесь, товарищи: пожилые, виды видавшие люди, которых в их детском, невинном возрасте родное государство бросило на произвол врага, на голод, холод и саму смерть, сегодня эти люди, не тая обиды на свою судьбу, в своей же газете, издаваемой и распространяемой на весьма скудные, но исключительно свои, собственные пожертвования, утверждают: что есть в мире нечто, что пострашнее концлагерей. И это нечто есть оккупация, плен, предательство! Такова «ретрансляция» нашего опыта, нашего горького прошлого. Промежуточным пунктом связи с будущим стала газета «Судьба» — наша газета. Всем нам надлежит сохранять свою газету, как средство общения между нами, трибуну и голос узников.
Уважаемые участники форума!
Позволю себе сделать КРАТКИЕ ВЫВОДЫ из сказанного. Итак:
а) чтобы избежать грубых искажений и фальсификаций истории ВОВ нужен честный учёт уроков жертвенного, трагического опыта мирного населения, особо пострадавшего в годы войны. Малолетние узники концлагерей, как представители последнего военного поколения, в полной мере познавшего, что такое фашисты и какую беду они чинят человечеству, ещё не сказали своего последнего слова. И это слово следует произнести сегодня, сейчас, немедленно!
б) чтобы воспоминания жертв превратить в историческую память, то есть в сконцентрированное общественное сознание, отражающее полноту и глубину сведений о прошлом для обеспечения свободного демократического развития в настоящем и будущем, требуется продолжать начатое. А именно: изучать и осмысливать генетическую связь государственного террора и современного миропорядка, сокращать время и путь «ретрансляции» трагического опыта еще живых жертв нацистских преследований к широкой общественности, к высшим руководителям стран, упорядочивать «архивы устных рассказов», перенося их на электронные и жесткие диски, в Интернет — пространство;
в) чтобы придать работе, связанной с сохранением живой памяти жертв, определённую направленность, так сказать державное, солидное звучание, следует безусловно наладить весьма близкие связи объединений БМУ с архивами, и музеями, Следственным Комитетом РФ и ФСБ. Выставки документов о зверствах немецко-фашистских захватчиков на оккупированных территориях, нередко устраиваемые в период 75-летия Победы, после праздников должны проводиться ещё чаще. Современному сообществу, особенно молодёжи, надо постоянно напоминать, что впервые в истории человечества вооружённые силы по-европейски цивилизованного государства вели прямую, целенаправленную охоту на детей неугодных народов, прежде всего россиян. Рассекреченные подробности массовых убийств и геноцида по отношению к детям следует смелее доводить до широкой общественности, не опасаясь шокирующего эффекта. Большего потрясения, чем натуральный, взращиваемый на глазах фашизм, угрозы человечеству нет. Чисто гуманитарные, добротворческие, исследовательские и просветительские проекты общественных организаций БМУ сегодня, как никогда ранее, должны получать неотложную поддержку не американских и германских, к чему мы привыкли, а отечественных правозащитников, научных сообществ «Мемориал» и «Холокост», общество «Знание» и военно-историческое общество. Потенциал возможностей здесь огромный. Опыт взаимодействия и сотрудничества фондов «Взаимопонимания» с жертвами, особенно опыт, накопленный в Украине и в Беларуси, убеждает в правильности и своевременности постановки и решения более чем актуального для всех нас вопроса.
В надежде, что будем услышаны и поняты, скажу несколько слов о нашем социальном статусе, статусе бывших малолетних россиян, которые, как и невольный малолетний донор Людмила Ивановна Ермолюк, находились в запредельных сферах земного обитания, чудом возвратились оттуда, что само по себе так же невероятно, как, допустим, воскрешение усопших. И тем не менее факт на лицо. Мы – живы! К сожалению, многих, как и Людмилы Ивановны Ермолюк, уже нет с нами. Но сегодня в России остаются сегодня около девяноста тысяч пожилых граждан, которые в годы войны томились в немецком плену. Их называют «бывшими несовершеннолетними узниками фашизма».
Да, мы пользуемся некоторыми льготами и привилегиями. Однако, в полной мере наши интересы как жертв нацизма надлежащим образом не учтены, так как в стране нет закона «О жертвах фашизма». А между тем неописуемые страдания и потери людей, переживших в далёком детстве плен и преследования нацистов, требуют увеличения социальных выплат на обеспечение жизненно важных услуг, включая питание, уход на дому, медицину, транспортировку к врачу и лечение. Однако, действующий в стране закон о ветеранах этого не предусматривает. Ведь мы не держали в руках оружия и в годы войны находились на территории врага. Вот и получается, что так называемые «бывшие несовершеннолетние узники фашизма» оказались вне правового поля страны — ни жертвы нацизма и не участники и инвалиды войны. Таким образом, проблемы советских детей, брошенных в гитлеровские концлагеря, до сих пор не решены. И если не решить их сегодня, сейчас, то, спрашивается, когда же?
В связи с недавней инициативой правительства Германии увеличить финансирование жизненно важных социальных услуг для переживших Холокост с начала 2019 года, Российский союз малолетних узников фашизма считает, что исторический опыт воздания максимально достижимой меры справедливости по отношению к гражданам — жертвам нацизма, необходимо продолжить и в России.
Спасибо за внимание.