АНТИФАШИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

Времена изменились, а вот слово «фашизм» мы слышим все чаще и чаще, причем, как ни странно, все больше среди молодежи, только смысл этого слова стал совсем иной. Как фашизм проявляется сегодня? Почему сегодня так часто рядом встречаются эти два слова – «фашизм и молодежь»?»

При исследовании этого вопроса было обнаружено, что в наше время профашистские молодежные движения, партии, организации позволяют все больше демонстрировать свою неприязнь, злобу и ненависть к представителям Кавказа и Средней Азии или просто обладателям не белой кожи и нерусских черт лица наиболее открыто, непосредственно, при любом удобном случае. И все больше молодёжи привлекают к своему движению.
Эрих Фромм говорил: «Фашизм привлекателен и может достичь успеха только в том случае, если его идеология и пропаганда имеет определенное сходство с мыслями и стремлениями широкой категории народных масс. При этом чрезвычайно важно знать, что у людей всегда существуют действующие динамичные элементы психики, которые делают возможным добровольный отказ человека от свободы, принятие и поддержку фашизма.»
На смену распущенным после Второй мировой войны фашистским организациям пришло новое право-радикальное движение — неофашизм — термин, который применяют для обозначения некоторых право-радикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций.
Важнейшие отличительные черты многих неофашистских политических течений и организаций — крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы.
Неофашизм враждебен гуманизму, культивирует иррационализм, часто использует фашистскую атрибутику (свастика, чёрная униформа, фасции и др.) и ритуалы (приветствия посредством выброшенной вперед руки, факельные шествия и др.).
Фашизм всегда обращал особое внимание на молодежь, видя в ней ту силу, которая благодаря своей энергии и решительности способна сломать традиционные парламентско-демократические институты. Нацистская партия льстила молодежи, заигрывала с ней, эксплуатировала ее политическую неопытность.
Выдающийся российский психиатр В.М.Бехтерев писал, что людьми управляют коллективные рефлексы. Как только для больших масс населения создаются неблагоприятные условия — они повинуются рефлексам. Люди начинают действовать неразумно, подчиняясь слепому животному началу, инстинкту.
В то же время, продолжают действовать и более «ортодоксальные» неофашистские группы. Они усилили работу в молодежной среде (среди так называемых «скинхэдов», футбольных болельщиков и т.д.).

Ставка на молодёжь

Несомненно, что основой скин-движения бритоголовых является молодежь. Именно из среды подростков и несовершеннолетних движение черпает свои новые кадры. Участники скин-группировок в той или иной мере стремятся производить определенную вербовочную и пропагандистскую деятельность.
Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет – в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.
Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.
Мы знаем, что потребность в общении со взрослыми у детей и подростков велика. Однако при психической деморализации подростков нормальное их общение со взрослыми в семье и образовательном учреждении нарушается, хотя потребность в нем остается. Это приводит к поиску суррогатов такого общения, к знакомствам со случайными лицами. В большинстве случаев ими оказываются лица, ведущие антиобщественный образ жизни.
В силу возрастных особенностей и недостаточности жизненного опыта подростки в неблагополучных семьях воспринимают такой образ жизни как норму, считают естественным разрешение бытовых и досуговых конфликтов насильственным путем… Это ведет к замкнутости, озлобленности, мстительности и к стремлению любым способом доказать, что они не хуже других
Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.
Для борьбы с профашистскими организациями в противовес возникает антифашистское движение.

Музей – особый класс школы

Много лет наша школа сотрудничает с Обществом бывших несовершеннолетних узников фашизма. За время совместной работы мы создали музей «Наследие» – особый класс в школе.

1. За последние три года в школьном музее проведено более сотни тематических экскурсий, лекций с элементами беседы и презентаций проектов. Среди них:

  • «Наши земляки – Герои Советского Союза»;
  • «Наши земляки – участники Афганской войны»;
  • «Опаленное войной детство» (об узниках концлагерей);
  • «Чеченский узел» (презентации и беседы о земляках, погибших в борьбе с терроризмом);
  • «История Новогодней игрушки»;
  • «Жизнь и быт крестьян в 20 веке».

2. Подготовлены исследовательские работы и проекты:

  • «Фальсификация истории Второй мировой войны»;
  • «Программа Лебенсборн: инкубатор арийской нации»;
  • «Шли мальчишки по дорогам Великой Отечественной»;
  • «Россия – Япония: вчера, сегодня, завтра».

3. Успешно осуществлен социальный проект: «В память о наших земляках, посадим цветущие сады!». Проект выполнялся на протяжение двух последних лет.
В результате на школьном дворе расцвел сиреневый сад – в память о Героях России, погибших 1-3 сентября 2004 года при освобождении заложников в школе №1 города Беслана (Северная Осетия). Каждый куст сирени оснащен памятной табличкой с кратким описанием.
В память о Героях Советского Союза – наших земляках, погибших на полях брани в Великой Отечественной войне посажен яблоневый сад.
Третий, вишневый сад, посажен в память о защитниках Отечества, погибших при выполнении воинского долга.

4. На базе школьного музея «Наследие» проводились региональные конференции, посвященные Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. В мероприятиях участвовали представители районных и городских отделений БНУФ Московской области, руководители школьных музеев и бывшие узники фашизма. В 2019 году на базе школы прошла Международная научно-практическая конференция с участием членов общества помощи ветеранам в России (г. Дрезден).

5. В 2020 году на базе МАОУ СОШ №3 с УИОП проводился Региональный конкурс исследовательских и проектных работ «Непокоренные». Приняли участие 14 муниципальных образований Московской области. Представлено свыше 80 работ. Конкурс проводился в дистанционном формате. Исследовательский проект «186 ступенек» ученицы 11 класса Николаевой Софьи стал победителем в номинации «Непокоренные», отобрана немецким обществом помощи ветеранам в России, переведена на немецкий язык и предложена для изучения в школах г. Дрездена.

– Ветераны Великой Отечественной войны – живая легенда, люди, добывшие в неимоверных трудах на полях брани великую долгожданную Победу – постоянные гости музея «Наследие». Их рассказы, воспоминания о мужестве и героизме боевых товарищей, позволяют школьникам соприкоснуться к событиям 75 летней давности, осознать, какой высокой ценой далась Победа советскому народу.

Другие статьи по теме

Письмо

17 июня 2021 г. Председателю Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В.В. ВОЛОДИНУ

Читать далее...

НАШ НЮРНБЕРГ 23-26

Газета
жертв нацизма
о геноциде советских граждан в период немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг.

Читать далее...

НАШ НЮРНБЕРГ 10

РЕЗЕРВАЦИИ, СОЗДАННЫЕ ФАШИСТАМИ НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ 1941-1943 гг.

Читать далее...

НАШ НЮРНБЕРГ 1-4

Газета
жертв нацизма
о геноциде советских граждан в период немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг.

Читать далее...

НАШ НЮРНБЕРГ 11-14

Газета
жертв нацизма
о геноциде советских граждан в период немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг.

Читать далее...
Языки