НАШ НЮРНБЕРГ 11-14

Документ 11

Высылаю Акты 1944 года, составленные советскими гражданами о зверствах немецких захватчиков в нашем Краснооктябрьском районе г. Сталинграда. За период пребывания немцев на территории района с 29 сентября 1942 года по 2 февраля 1943 года оккупантами было угнано на немецкую каторгу 2520 человек, из них 1522 взрослых и 998 детей.

Из общего числа угнанных людей фамилии установлены лишь на 1494 человек, на остальных установить фамилии, как написано в Акте, «не представляется возможным». Все узники благодарны В.В.Литвинову за то, что он начал святое движение за наши права. До него о нас никто не вспоминал, как будто нас и не было. По-моему только наше движение и способно покончить с позорным, безнравственным явлением беспамятства.

А.В.ДОРОГОВА. 400006, Волгоград,
ул. генерала Жолудева, 32-31.
«Судьба» №52, 1998.
Поиск, которому нет конца

Документ 12

В возрасте 5-6 лет, находясь на оккупированной Украине, Валентина Федоровна Мешкова ( в настоящее время Шабаруина) и ее брат Анатолий (старше на 2 года) использовались гитлеровцами в качестве доноров. По словам Валентины Федоровны немецкими «медиками» на территории Макеевки был создан специальный лагерь, в котором содержались дети-доноры. Об этом печальном эпизоде в биографии Мешковой Вали в 50-е годы писала районная газета «Большевистский путь» Ланшевского района Татарстана, где жила после войны их семья. Но на мой запрос в Национальный архив Татарстана получен ответ: «К сожалению, не все экземпляры той газеты сохранились». Прошу помочь в розыске документов, подтверждающих тот факт, что В.Ф.Мешкова и ее брат являлись малолетними жертвами нацизма.

Н.К.КРАСКОВСКАЯ,
сопредседатель Совета филиала областной ассоциации бывших узников нацизма.
623119, г. Первоуральск, Свердловской области.
«Судьба» №60, 1999.
Поиск, которому нет конца

Документ 13

Надо постараться помочь Кузнецовой Елене Михайловне. Имеются достоверные сведения, что в период немецко-фашистской оккупации города Симферополя в 1941-1944 гг. на территории совхоза «Красный» был создан концлагерь для гражданского населения. На сегодняшний день в городе — герое Керчи из тысяч, кто прошел через этот лагерь, остались в живых всего трое, в том числе и Кузнецова Е.М. Народный суд Керчи признал их малолетними узниками фашизма. Но вот начальник керченского управления соцзащиты В.Н.Чайка повел интригу и тех, кто был в Красном, лишил льгот бывших несовершеннолетних узников фашизма. Мол, не было такого лагеря. От такого произвола один из бывших страдальцев Красного – Анисимов ослеп. А муж Е.М. Кузнецовой, на глазах которого убивалась жена, не выдержав, умер от сердечного приступа. Бюрократа Чайку В.И. из управления

Документ 14

В семье нас было пятеро детей: Коле -10 лет, Ване — 8, Саше — 6, мне — 4 года, Зине — год. Помню, как вооруженные гитлеровцы ворвались в дом и стали грузить наши вещи и животных на машину. Возле машины – мать с Зиной на руках, а вокруг – мальчики. Возле них – охрана.
Один из полицаев подхватил меня на руки и закричал: «Вот еще один партизан!». Так мы попали в Брянскую тюрьму, а затем – в концлагерь Майданек. В Майданеке нас разлучили, Мы попали в Констандынув — Тухинген, а мать с Зиной оказались в Освенциме. После войны я с братьями оказалась в детском доме, на Рязанщине. Из детского дома нас забрала тетя. Она же рассказала, что мать и Зина еще не вернулись. Осенью вернулась мать, а Зины с ней не было. Зину отобрали в Освенциме. В Освенциме им накололи номера. Тяжело жилось нам после войны, в голодовку 46-47 годов. Но мы стали искать Зину. Мы все верили, что она жива. А в это время Зина жила и росла в детском доме г.Львова. Прошли десятилетия, а мы продолжали поиск. И сама Зина заинтересовалась: кто она и откуда. Однажды ее муж был командирован в Польшу. Посетил музей Освенцима. Руководитель музея Мария Ципиор кропотливо искала по спискам и нашла под номером 77370 нашу маму –
Пасынкову Юлию, 35 лет, партизанку,
а под номером 77370 – Пасынкову Зину, 2 года. Приехав домой, муж рассказал Зине о своей находке. И вот однажды в газете «Брянский рабочий» появилась маленькая заметка «Помогите найти Пасынкову Юлию. Мне сказали, что ее расстреляли немцы. Но у нее, очевидно, были дети. Откликнитесь, кто знает. Зина Пасынкова (Гриневич).» Эта заметка попала к нам. У нас собрались родственники, взвешивали все «за» и «против». Нашли много совпадений. Дали телеграмму. И в августе 1975 года, наконец, мы нашли нашу маленькую Зину. Встреча состоялась во Львове. А 10 августа Зина приехала на родину. Познакомилась с родными и близкими.

Т.ФЕСЬКОВА.
Жуковка Брянской области.
«Судьба» №58, 2000.
Как нашлась Зина

Другие статьи по теме

НАШ НЮРНБЕРГ 5-8

Газета
жертв нацизма
о геноциде советских граждан в период немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг.

Читать далее...

VII отчётно-выборная конференция РСБНУ

В рамках Международного антифашистского форума в режиме онлайн 10 сентября 2021 года в 10 часов по московскому времени начнётся VII Отчётно-выборная конференция Общероссийской общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей» (РСБНУ).

Читать далее...

НАШ НЮРНБЕРГ 9

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ, ОБРАЗОВАННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ В 1941-1944 гг.

Читать далее...

НАШ НЮРНБЕРГ 27-30

Газета
жертв нацизма
о геноциде советских граждан в период немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг.

Читать далее...

Анонс к выпуску №195

— Наш Нюрнберг — Бывшие несовершеннолетние узники фашизма обретают статус ветеранов Великой Отечественной войны — Антифашизм и современная школа — VII отчетно-выборная конференция РСБНУ Читать и скачать Выпуск №195 с…

Читать далее...
Языки