Черные тени Нюрнберга
Рисунок «Не забудем, не простим!» из серии «Тени минувшего». Художник — Николай Жуков. © Из коллекции ЦМВС РФ Минобороны России
8 декабря в Москве на площадке Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации открывается выставка «Нюрнберг. Начало мира. Международный военный трибунал в рисунках Николая Жукова». Уникальная экспозиция создана МИА «Россия сегодня» и Министерством обороны России в рамках одноименного проекта, посвященного 75-летию процесса над главными нацистскими преступниками. Этой выставкой трансмедийный проект «Нюрнберг. Начало мира» завершает работу.
День за днем
На протяжении года мы день за днем публиковали на портале nuremberg.media и в социальных сетях репортажи из зала заседаний и ранее неизвестные фрагменты стенограмм, разбирались в истории нацизма, рассказывали о фигурантах процесса и тех, кто вершил суд над ними, выкладывали уникальные фотографии, свидетельства и улики. Нашей главной задачей было обратить внимание общества на важнейшие решения и выводы процесса, объяснить, что между вызовами настоящего и трагедиями прошлого существует прямая связь.
Современный читатель и зритель хочет сопереживать героям, быть частью не бумажной, а живой истории. Поэтому мы искали материалы, раскрывающие суть борьбы с нацизмом, в музеях, архивах, частных собраниях, библиотеках, газетах эпохи Нюрнберга. Мы читали и писали материалы на четырех языках процесса — русском, английском, французском, немецком. Шли по следу ведущих юристов, дипломатов, журналистов, опирались на лучшие произведения писателей, где передана атмосфера происходящего.
![](https://nuremberg.media/images//07e5/0b/1e/308697.jpg)
Важнейшим историческим источником для нас стали рисунки. Именно рисунок способен мгновенно передать через десятилетия подлинную эмоцию участников процесса, погрузить нашего современника в атмосферу Нюрнберга-1945/1946 без лишних слов и объяснений. Это понимали и организаторы процесса, направившие на него лучших художников своего времени — Кукрыниксов, Бориса Ефимова, Николая Жукова.
Одним из главных партнеров проекта «Нюрнберг. Начало мира» стал Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации, который оценил и принял наш подход, поделившись с нами материалами из своего собрания. Нынешняя выставка — уникальный опыт сотрудничества современных медиа и современного музея, создающих общий язык для разговора об истории с современной аудиторией.
От солдата до худрука
Имя Николая Николаевича Жукова (1908–1973) хорошо известно человеку, знакомому с советским периодом русского искусства. Он занимался промышленным дизайном, рекламой, книжной графикой. Он создал классическую лениниану, адресованную в том числе детям.
![](https://nuremberg.media/images/07e5/0b/1d/304978.jpg)
На фронт Жуков попал солдатом, затем служил военным корреспондентом. «Враг наступал. Ржев пылал от непрерывных бомбежек. Старица взята, Зубцов тоже — податься было некуда, — вспоминал он. — Две машины наши, груженные всем необходимым газетным оборудованием, нужным для текущей работы, уехали ночью в направлении на Торжок, а нам четвертым, в которых газета тотчас не нуждалась, предложили топать пешком. (…) Шли цепочкой, спотыкаясь в темноте о неровности земли, перебирая в памяти пережитое. В то время в этих частых пеших переходах я нарисовал многие десятки рисунков деревенских ребят: Сенек, Митек, Манек. Рисовал в избах, где нам приходилось ночевать и пользоваться услугами приюта, печкой, картошкой, молоком». Важная деталь, говорящая о характере художника, — рисунки крестьянских детей он часто оставлял их родителям в благодарность за кров и хлеб.
Став сотрудником фронтовой газеты «На разгром врага» он часто выезжал на различные участки фронта: к зенитчикам, саперам, танкистам, пехотинцам, летчикам, артиллеристам. «Мне удавалось не только увидеть многое, но и сделать ряд рисунков, часть из которых я посылал в редакцию «Правды», кое-что печаталось в нашей газете, а большинство оседало в папке, быстро увеличивая ее объем», — отмечал Жуков. Военные рисунки Николая Жукова исполнены любви, сочувствия и особенного трогательного внимания к людям, которые уходят на фронт, едут в эвакуацию, остаются в оккупации. В них одновременно и трагизм происходящего, и уверенность, что Победа придет.
С лета 1943 года до конца жизни он был художественным руководителем Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Много работал и после войны как живописец, книжный иллюстратор, график. Жуков выступал и как литератор — писал эссе, рассказы, статьи, выпустил пять авторских монографий и автобиографическую книгу «Счастье творчества».
С карандашом и биноклем
В Нюрнберг он был командирован в составе советской делегации — освещать процесс поехали лучшие писатели, журналисты, художники. «Война отняла у меня счастье любимого труда и совершенствования и окунула в мир ужасов и человеческих несчастий. (…) Сотни раз был под минометным, артиллерийским обстрелом, под шквалом пулеметного огня, зверских вражеских бомбардировок. И если бы мне тогда сказали, что я буду в 1946 году в числе корреспондентов газеты «Правда» на Нюрнбергском процессе (…) мне трудно было бы в это поверить», — признавался художник.
![](https://nuremberg.media/images/07e5/0b/1d/304695.jpg)
Николай Жуков пытался запечатлеть облик подсудимых, сидя в первом ряду, предназначенном для прессы. Однако в профиль всех преступников заслонял Герман Геринг, а анфас они отворачивались, закрывались газетой или руками. Пришлось пересесть в дальний ряд и выработать специальную технику, которую художник описывал так: «Левая рука занята биноклем, правой рукой приходится и рисовать, и держать бумагу, и менять карандаш, и поправлять наушники».
Всего Николай Жуков за сорок дней работы создал более 250 рисунков на тему процесса. После возвращения в Москву он заболел и долго восстанавливался — настолько трудным и изматывающим для него было прикосновение к теме преступлений, геноцида, военной агрессии. «Мне не хотелось оставаться там [в Нюрнберге] больше ни одного дня, — объяснял он. – Правда, сейчас, просматривая всю свою серию рисунков, я прихожу к выводу, что можно было бы еще и еще работать и добиваться лучшего. Но это, видимо, так бывает всегда и у всех».
Почему карикатура может быть излишней
Воспоминания о Нюрнбергском процессе не оставляли Жукова. Его главная серия, посвященная Нюрнбергскому процессу, — «Тени минувшего», или, как ее называют искусствоведы, «Черная коллекция», — была задумана еще тогда, в зале суда, но появилась только в 1971 году, незадолго до смерти. Ее можно рассматривать как завещание фронтовика, художника и человека.
Полагаясь на память и руководствуясь собственными набросками, Жуков нарисовал на черной бумаге белой пастелью большие портреты двадцати одного подсудимого (одного из обвиняемых, Мартина Бормана, судили заочно, поэтому его изображения в коллекции нет), а также две сцены, ярко отображающие ход процесса.
![](https://nuremberg.media/images/07e5/0b/18/296896.jpg)
«Фашистские преступники имели такую внешность, что их точное подобие и было сущностью их характеристик, самых мерзких и отрицательных, поэтому всякое шаржирование было бы излишеством и уходом от выразительной правды», — обращал внимание художник.
Работы Жукова выполнены в реалистической манере. «Не знаю, может быть, посчитают меня пристрастным, — пояснял он, — но я убежден, что правдивый, реалистически удачный рисунок должен быть здесь даже более выразительным, чем карикатура, ибо карикатура есть гиперболическое использование физических недостатков и доведение их до смешного состояния. Здесь никогда не известно, сколько в этом процентов правды и творческой метаморфозы».
В то же время изображения проникнуты глубоким символизмом. Каждого подсудимого как бы выхватывает из мрака луч прожектора, позволяя нам увидеть не только его внешний облик, но и внутренний мир. Образы главных преступников рейха балансируют на грани небытия, из которого мы, живущие, вызываем их, когда вспоминаем о жертвах нацизма.
Впервые в открытом доступе
Несмотря на значительную художественную и историческую ценность, «Черная коллекция» никогда ранее не выставлялась и не публиковалась. Портреты главных нацистских преступников из этой серии открываются зрителю только сейчас, в год 50-летия с момента ее создания.
![](https://nuremberg.media/images/07e5/0b/18/296926.jpg)
Мы поместили их в документальный контекст Нюрнбергского процесса и дали слово его участникам — обвинителям, свидетелям и судьям. На выставке представлена история преступления и наказания каждого из двадцати двух подсудимых: пункты обвинения, которые инкриминировали фигуранту, доказательства вины, попытки оправдаться, приговор, который вынес трибунал, и судьба преступника после процесса.
О подсудимых рассказывают исторические документы — объективные и при этом шокирующие. Это стенограмма процесса, в том числе обвинительное заключение, выступления прокуроров и показания свидетелей. Это последние слова обвиняемых. Это приговор суда. Наконец, это слова преступников на эшафоте, записанные журналистами.
На наш взгляд, именно в таком смысловом окружении можно правильно увидеть работы Жукова. Нам было важно также проследить путь преступников от приговора до жизненного финала: в одних случаях — до петли в спортзале Нюрнбергской тюрьмы, в других — до смерти в собственной постели.
Надеемся, что знакомство с историей процесса через рисунки выдающегося художника и исторические документы поможет составить представление о духе решений Нюрнберга, о том, какое зло удалось пресечь победителям во Второй мировой войне. А наш проект будет полезен будущим исследователям Нюрнбергского процесса и всем, кому интересен главный суд в истории человечества.
Выставка открыта до 27 февраля 2022 года в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации по адресу: Москва, улица Советской армии, дом 2, строение 1
Первоисточник — сайт nuremberg.media