СУДЬБЫ МАЛОЛЕТНИХ УЗНИКОВ ФАШИЗМА В ПАМЯТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Мероприятие в школе № 18

Великая Отечественная война — один из самых драматичных периодов истории нашего государства. На полях сражений, в фашистских застенках погибли более 20 миллионов советских граждан. В концлагерях, созданных на территории Германии и оккупированных ею стран, в нечеловеческих условиях содержались миллионы людей всех национальностей и вероисповеданий. Фашистские изверги, невзирая на возраст, и детей подвергали неимоверным испытаниям. Они проводили над малолетними узниками медицинские опыты, брали к у них кровь для раненных немецких солдат и офицеров, заставляли выполнять работу, тяжелую даже для взрослых…

Вот здесь был лагерь смерти возведён:
Колючий нескончаемый забор.
В бараках серых — мучеников стон.
Сквозь ночь — в глаза — прожектор бьёт в упор…
Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду…
Кто попал в лапы дьявола, к немцам, —
Побывал, прямо скажем в аду…

27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных.

Среди них не только воины, но и дети — мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.

В обителях смерти молчат о смерти
И только крик,
Парит и кружит под крышею блока:
— Жить!
Тяга к жизни — сорняк живучий –
Даёт нам силу
Сломить бессилие.

Война внезапно ворвалась в их детство и юность. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, сражались рядом с взрослыми, становились настоящими героями.

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. “Дети Великой Отечественной войны” — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце.

Колючая проволока концентрационных лагерей смертельной паутиной опутала Европу. Через концлагеря прошли 18 миллионов человек, 11 млн. из них погибло. План «OST» — самый изуверский план за всю историю человечества — предусматривал уничтожение и порабощение целых народов.

Из каждых 4-х жизней, унесенных войной, одна — детская. След их непрожитых жизней растаял в истории, от многих не осталось даже фотографии… Ни имен, ни памяти…

Самые  обездоленные дети войны — малолетние узники фашистских концентрационных лагерей и гетто. Их было более 2-х миллионов … Бывшие узники концентрационных лагерей вспоминают…

Рассказывает Иван Михайлович Щемелев:  «Нас с мамой схватили, и еще десятки других женщин и детей, погнали пешком в Витебск. Там погрузили в товарняки, и тысячи лю­дей отправили на запад. Кто-то говорил, что везут в Освенцим. Нас расположили в одном бараке, побрили, одели в полоса­тую робу, — Иван Михайлович закатал рукав рубашки и показал номер, — всем присвоили номера. На рукаве еще была нашивка: красный треугольник. Значит — русские. Лагерь был разбит на квадраты, которые разделялись огромными канавами, заполненными водой, по ним проходил ток. Кормили баландой из гнилой картошки, в день полагалось по 150 граммов хлеба — черный кусок наполови­ну с опилками. Есть хотелось страшно. Когда заболела мама, не смогла сама подниматься, пришли конвоиры с каталкой. Её и младшего брата сожгли в крематории. 

«…Их отобрали среди молодых и более крепких и перевели в другой барак. Здесь воздух был не такой жуткий, а самое главное их стали кормить. Манную кашу, которую они не ели с довоен­ного времени, да еще с маргарином. Кормили супом, хлебом. Откормили, чтобы снова по капле отнимать жизнь.

Лаборатория, куда пе­ремели братьев Щемелевых, проводила над пленными различные опыты, испытывала на них новые лекарства, использовала в ка­честве доноров. Сергей, млад­ший брат, там потерял зрение, а Иван, старший, искалечил желудок. Но именно эта лаборатория дала им еще один шанс выжить, перечеркнула дорогу в крематорий..»

Огромный зал в Музее истории Великой Отечественной войны в городе Минске (Белоруссия) отдан под размещение постоянной экспозиции — серии картин художника Савицкого Михаила Андреевича (18.02.1922–08.11.2010).

Михаил Андреевич прошел весь ад немецких концлагерей, финальным этапом которого стал концлагерь Дахау. Именно там узник номер 32815 был освобожден. Этим мрачным воспоминаниям он посвятил знаменитую серию картин «Цифры на сердце» (1974–1987).

Картина называется  «Летний театр» (1975) — Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картинке бульдозер со зловещими фарами символизирует механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди, а среди них и дети,  напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты. Право на жизнь фашистский режим даёт только палачам. Безобразен хохочущий эсэсовец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

Картина «Поющие лошади» (1979)Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряжённые в неё узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

Будущий художник Валериан Лопатто родился в 1926 году в городе Севастополе. Перед войной он закончил 7 классов.  В 1942 г. в возрасте 15 лет был угнан в Германию.

Он пишет: «В начале работал на заводе по производству серы близ г. Эссен.»

 «Производство было вредное, химическое и непосильный труд. Защитная одежда не выдавалась, хотя работали с серной кислотой».

 «После истощения и болезни, меня перевели в г. Бохум — Линден, с 1943 года я работал на трубном заводе. Жили мы в лагере в Линдене, в бараках за колючей проволокой. В строгом порядке обязаны были постоянно и везде носить значок ОСТ (то есть рабочие с Востока)».

 «Работа была тяжелая, работали в любую погоду на дворе, разгружали вагоны с металлом и грузили готовую продукцию (трубы) вручную, затем выталкивали вагоны вручную на станцию».

«Питание было очень плохое, утром давали дневную норму кусочек хлеба, неизвестного происхождения, сырой,  черный и тяжелый как камень и чай из мяты. В обед и на ужин по 0,5 литра очень жидкого супа из брюквы, капусты и шпината. Вот такой дневной рацион. Одеты были легко, летом и зимой, в дождь и снег, тонкая рабочая одежда и рубашка. На ногах парусиновые ботинки на толстой — 3 см подошве из дерева».

 «Еще в 1943 году, я решил, если выживу, прежде всего, засвидетельствую моими рисунками муки принудительного труда и голод, холод, унижение». Более двух тысяч узников не дожили до конца своей работы в Бохуме».

Эта картина художника Савицкого Михаила Андреевича выполнена как необычный групповой портрет только что освобождённых узников — взрослых, детей. Образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 60 миллионов жизней, победы добра и света.

А в тылу врага дети  мстили оккупантам. Думаете, им было не страшно? Конечно, страшно. Страшно слушать вой немецких самолетов, страшно стоять под дулом вражеского автомата. Но маленькое детское сердце ненавидело врагов, которые разрушили их мирную жизнь, разлучили с родными.

Марк Вейцман «Баллада о связном»

Жил мальчик на хуторе Мшистом,
За дальним кордоном лесным.
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий по селам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И в мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,
То шел к старикам на покос
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…

Саша Колесников

Школьником сбежал осенью 1943 года из Москвы на фронт. Стал сыном полка в танковом корпусе. Занимался разведкой, в том числе и зафронтовой, диверсионной работой. По окончанию войны имел два ордена и три медали. И таких смелых ребят было много.

На свободной от немцев территории дети тоже знали много горя.

Художник Алексей Александрович Жабский родился в 1933 году. Когда началась война ему было 11 лет. Серия картин художника  «Дети войны. 1943 год» – это свидетельство подвига поколения, которое не только выжило в условиях торжества смерти, но и сохранило человеческое достоинство и способность радоваться жизни. Все работы серии выполнены в строгом серо-коричневом колорите, передающем нищету и постоянный сумрак землянки. На этом фоне протекает жизнь шестерых детей – худеньких, как тростиночки, от постоянного голода, с тонкими шейками и глубоко запавшими печальными глазами. Деление пайкового хлеба было главным событием в семье («Хлеб войны»).

В отсутствие мамы они жмутся друг к другу, как стайка птенцов, а когда она дома, вся стайка прибивается к ней.

На некоторое время появлялись силы жить – читать, рисовать (картина «Рисуют дети войны»)…

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, дети постарше  ухаживали за ранеными в госпиталях,  неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях,  приближали победу…

Художник Борис Исидорович Тарелкин.  Картина «Вдовье поле». В те тяжёлые годы жил в хуторе на Кубани. Хорошо помнит фронтовиков. В 1970-е годы их было очень много, все разговоры шли о войне…. 

Идут годы. Дети войны до сих пор несут в душах и сердцах груз пережитого. Создаются книги, воспоминания, картины, чтобы люди знали и помнили о войне. Вспоминать прошлое побуждает нас наше будущее.

..Детям своим Расскажите о них,
Чтоб Запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена
Бессмертной Земли помните!..
Роберт Рождественский

Земля, омытая слезами детскими — Детьми советскими и несоветскими,
Какая разница, где были под немцами — В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками,
Кругом цветы, где дети плакали,
Дети войны, и боль отчаянная.
О, сколько надо им минут молчания!

Более 76 лет отделяют нас от дня окончания Великой Отечественной войны, однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, о замученных, расстрелянных, задушенных в газовых камерах миллионах людей.

Нельзя забывать войну, чтобы она не повторилась. Дети должны видеть солнце и небо не через колючую проволоку концлагерей и радоваться светлой, полной света и любви жизни. Миллионы замученных и уничтоженных детских душ взывают к нам: «Помните через века, через года помните о тех, кто уже не придет никогда».

Сегодня в литературно-музыкальной композиции. «Живая летопись войны» принимает участие Синегрибов Леонид Кириллович, журналист, главный редактор газеты Международного союза бывших малолетних узников фашизма «Судьба», бывший малолетний узник фашизма, председатель Общероссийской общественной организации «Российский союз несовершеннолетних узников фашистских лагерей».

Леонид Кириллович передал нашей школьной библиотеке белее 100 книг о детях-узниках фашизма.  Именно на их основе был создан рассказ.

Речь прочли:
Цыбикова Е.К.,
Федорова Ольга,
Бродяной Никита,
Макарова М.А.,
Авдеев Егор,
Гылыпкилова Ника,
Фетисов Роман,
Диана,
Андрей,
Алтана.

Другие статьи по теме

Валентина Петровна Юрганова — «Как это было» (о поражении в правах детей)

Поддержите инициативу Санкт-Петербурга!

Уважаемый Сергей Семенович!

В Москве проживает 6,5 тысяч бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Два года тому назад было 8 тысяч. С каждым годом мы катастрофически теряем последних живых свидетелей фашистских злодеяний. Массово уходят из жизни люди – жертвы нацизма. А их статус до сих пор законодательно не решён.

Читать далее...

Официальные данные о БНУ на 01.01.2016 года

Нацистские преступления не имеют срока давности Пресс-служба Российского союза бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей     (Сведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи) Численность бывших несовершеннолетних…

Читать далее...

Памяти журналиста

После тяжёлой и продолжительной болезни на 76-году ушёл из жизни заместитель главного редактора сайта МСБМУ, член Международного союза журналистов Сколков Дмитрий Георгиевич.

Читать далее...

«После войны я свела свой лагерный номер 65766…»

В 2012 и 2015 годах Татьяна Прокофьевна Фомина побывала в музейном комплексе бывшего концлагеря Освенцим. Вот лишь эпизод из рассказа о том, как она ездила в Польшу в год 70-летия…

Читать далее...
Языки