ДВЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ РЯДОМ

11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей,

12 апреля – Международный день полета человека в космос

1. Горячая война, концлагеря и ракеты

Почему эти две памятные даты, признанные Организацией Объединенных Наций, оказались рядом не только по астрономическому календарю, но и связаны существом своей истории. Для нас, малолетних узников фашизма, они соединились не только в нашей памяти, но и в реальной жизни. Это относится и ко мне.

 В эти дни в 2021 году все люди будут отмечать:

— 76-ю годовщину восстания в фашистском концлагере Бухенвальд, отраженном в музыке и словах тревожного и грозного «Бухенвальдского набата»;

— 60-летний юбилей первого полета в космос советского человека – Ю.А. Гагарина, ставшего символом новой эры в истории человечества.

Что значат эти Международные дни:

— 11 апреля были освобождены от ужаса нацизма и фашизма узники концлагерей, оставшиеся живыми;

— 12 апреля человек с помощью ракетной техники впервые освободился от земного притяжения и проник в космическое пространство.

Прообразом первых ракет, позволивших человеку выйти на сверхвысокие баллистические орбиты, были ракеты Фау-2 (V-2), создававшиеся с 1934 года в фашистской Германии конструктором Вернером фон Брауном в период горячей войны 1939-1945 гг. как «оружие возмездия». Они впервые были направлены 7 сентября 1944 г. на Лондон против Великобритании за массовые авиационные её бомбардировки городов Германии.

Серийное изготовление ракет Фау-2 было осуществлено в подземных цехах, штольнях и тоннелях общей площадью более 250 000 м2 завода Дора-Миттельбау (рис. 1.1., 1.2).

Рис. 1.1. Подземный завод Дора-Миттельбау
Рис. 1.2. Подземный завод Дора-Миттельбау

Основную рабочую силу при создании и функционировании этого завода составляли узники концлагеря Дора, образованного 28 августа 1943 г. в 5 километрах от г. Нордхаузен в Тюрингии. А ведь в начальный период он был филиалом, подразделением всемирно известного концлагеря Бухенвальд. Основную часть (около 75%) контингента Доры составляли русские, польские и французские узники. В этом концлагере уже в самом начале была создана и действовала подпольная антифашистская ячейка по саботажу при производстве Фау-2. Из общего числа строившихся 13500 ракет на стартовые комплексы было отправлено 5946, стартовало 4300, а долетело до цели около 2000. Это спасло жизни тысячам англичан.

Условия создания завода, работы на нем узников концлагеря Дора были ужасающими. Большинство строителей было уничтожено после завершения работ. Советский ракетчик, академик Б.Е. Черток после посещения Доры так описывал зверства фашистов. Температура в штольнях была +8÷90С. Узникам полагалось 400 г хлеба и порция картофельного супа. Провинившихся узников до 60 человек приводили в сборочный цех – в нем опускалась длинная подкрановая балка, на ней подвешивались узники и балка с умирающими людьми поднималась вверх. Это был акт устрашения.

Концлагерь Дора с 28 октября 1944 г. стал самостоятельным. К концу марта 1945 г. в нем было 34 тысячи узников.

После успешного восстания 12 апреля 1945 г. и их окончательного освобождения американскими войсками стало видно, какой ценой были созданы завод Дора-Миттельбау и ракеты Фау-2. Через концлагерь Дора, включавший серию бараков, комендатуру, крематорий с его печами, прошло около 60 тысяч узников; из них 25 тысяч погибли и были захоронены, а 5 тысяч расстреляны перед приходом американцев (рис. 2.1, 2.2).

Рис. 2.1. Память об узниках концлагеря Дора
Рис. 2.2. Память об узниках концлагеря Дора

Вот так и сплелись в истории войны два концлагеря — Дора и Бухенвальд, восстание узников, первые мощные ракетные системы.

Мы, дети и взрослые узники концлагеря «Лепель», в Белоруссии и в партизанском отряде Родионова в 1943-1944 гг. уже слышали от фашистских солдат и от партизан о наших системах залповой реактивной артиллерии – знаменитых «катюшах». У меня осталось какое-то фантастическое представление о них – огненный смерч летящих снарядов сжигает все на своем пути – немецких солдат, машины, танки (рис. 3).

Рис. 3. Первый залп «Катюши»

2. Холодная война и развитие космических исследований

Жестокая война 1941-1945 гг. с её огромными миллионными потерями человеческих жизней в военных действиях и в концлагерях, под авиационными бомбами и при ракетных атаках дали новый импульс холодному противостоянию двух сверхдержав США — СССР, а затем НАТО – Варшавскому договору. На её первом этапе уже в 1945 г. были предприняты попытки секретных и военных служб США завладеть немецкой технической документацией и специалистами завода Дора-Миттельбау, построенного на поте, крови и жизнях десятков тысяч узников концлагеря Дора. В числе этих специалистов оказался и Вернер фон Браун. В дальнейших планах Брауна было совершенствование Фау-2 – создание крылатых ракет со сверхзвуковыми скоростями полета и увеличением дальности от 270 до 750 км, пуски ракет с подводных лодок по прибрежным городам США. Разгром фашистской Германии войсками Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции, подписание акта о её безоговорочной капитуляции дал новый вектор развития ракетно-космической техники.

Наша страна получила доступ к стартовым комплексам Пенемюнде на северо-востоке Германии и фрагментам Фау-2 на заводах Дора. Наши специалисты – будущие главные конструкторы и академики С.П. Королев, В.П. Глушко, Б.Е. Черток и др. тщательно изучили опыт создания Фау-2 и предложили на этой основе пойти дальше в совершенствовании ракет. В США работы по ракетной технике продолжил коллектив американских и немецких специалистов во главе с Брауном.

Результатом огромных научных и конструкторских работ в СССР по указаниям И.В. Сталина, Д.Ф. Устинова, П.В. Дементьева стала серия всё более усовершенствованных ракет Р1 – Р7 (рис. 4).

Рис. 4. Семейство ракет: от Фау-2, Р-1 до Р-7

Усилиями С.П. Королева, М.В. Келдыша, В.П. Глушко, В.П. Бармина, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина, Б.Е. Чертока и тысяч других специалистов были созданы новая отрасль знаний и промышленности, полигон Капустин Яр и космодром Байконур.

Знаменитая теперь ракета Р-7 («семерка») стала базовой на многие годы. С её помощью 4 октября 1957 года был запущен первый в мире космический спутник Земли.

Для нас, студентов Московского авиационного технологического института, увидевших в ночном небе над Москвой первый советский искусственный спутник Земли, началась пора увлечения ракетной техникой. Мы своими руками на лабораторной базе института начали создавать свои «ракетные изделия» — модели одноступенчатых ракет и крылатых ракет (рис. 5).

В период подготовки дипломной работы во время испытаний наших ракет в Тимирязевском парке произошел взрыв. Были выбиты стекла близко расположенных домов. Мы, «неумелые» испытатели, были задержаны милицией. Речь пошла об исключении меня из института. Но на заседании Моссовета я получил только выговор и с отличием защитил диплом.

С 1959 года наряду с аспирантурой МАТИ началась моя работа в Институте машиноведения АН СССР, директором которого был академик А.А. Благонравов – вице-президент Комитета по космическим исследованиям при Международном совете научных союзов (КОСПАР). Его авторитет в нашей стране и мире был общепризнанным.

Утром 12 апреля 1961 года весь мир был оповещен исторической новостью – впервые советский человек Ю.А. Гагарин полетел в космос (рис. 6).

Рис. 6. Первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин

Мы прямо из института на ул. Петровка, 27 бросились на Красную площадь. Этот день стал незабываемым (рис. 7).

Рис. 7. Радость москвичей. 12 апреля 1961 года

Потом была триумфальная встреча 14 апреля в Москве первого космонавта после его возвращения на Землю (рис. 8).

Рис. 8. Встреча Ю.А. Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года

Но что важно отметить, что мальчишка Юра Гагарин был три года (1941-1943 гг.) на оккупированной территории Смоленщины. Жизнь в землянке, побои, голод, угон в Германию старших брата и сестру закалили характер, учили стойкости и мужеству будущего космонавта. В числе членов нашего Международного союза бывших малолетних узников фашизма есть Ю.С. Небараков, который был в эти годы вместе с Ю.А. Гагариным.

Потрясающие, выдающиеся успехи в космонавтике нашей Родины в 60-70-е годы вызывали тогда и вызывают теперь у нас чувство гордости. В 1962-1963 гг. мы – уже аспиранты — в режиме космического увлечения проектировали, строили и запускали уже трехступенчатые модели ракет с наблюдением отделения ступеней при сгорании дымового пороха (рис. 9.1, 9.2).

Рис. 9.1. Пуски трехступенчатых моделей ракет
Рис. 9.2. Пуски трехступенчатых моделей ракет

В эти годы Академия наук СССР была местом встречи членов академии с руководителями космических программ и первыми космонавтами СССР (рис. 10).

Рис. 10. Руководители космических программ (акад. А.А. Благонравов, М.Д. Миллионщиков, С.П. Королев) и первые космонавты в АН СССР

У директоров нашего института – академиков А.А. Благонравова и К.В. Фролова конструкторы и исследователи космоса нашей страны и США были частыми гостями. Институт и наш отдел вели исследования динамики, прочности и ресурса ракетных двигателей, корпусов ракет по заданиям министров общего машиностроения С.А. Афанасьева, О.Д. Бакланова, В.Х. Догужиева, О.Н. Шишкина совместно с КБ С.П. Королева, В.П. Глушко, А.Д. Конопатова, В.П. Радовского, А.Д. Надирадзе, В.П. Мишина, П.Д. Грушина, Н.Д. Кузнецова, В.П. Бармина.

Это была большая школа для нас, входивших в самые сложные, фундаментальные проблемы космической техники и технологий для околоземных орбит, лунных программ. Нам в институте было очень интересно слушать сообщения и смотреть видеозаписи первого полета астронавтов США на Луну. Я сопровождал Н. Амстронга в его поездках по Москве – на Красной площади, в Кремле и в Мавзолее Ленина.

Жаль, что была остановлена важнейшая после блестящих наших успехов 1957 г. программа 1960-1976 гг. – ракетно-космическая система Н-1, получившая имя «Царь-ракета». Она была предназначена для полетов к Луне, Венере и Марсу.

Вслед за разработками космического Шатла в НАСА – США в нашей стране Минобщемаш в 1974 г. под руководством министра В.Х. Догужиева и академиков В.П. Глушко, Ю.П. Семенова и гениального конструктора Г.Е. Лозино-Лозинского получил начало уникальный проект «Энергия-Буран». Эти проекты носили заведомо двойное назначение. И если «Спейс-Шатл» совершил большое число околоземных космических полетов, то у системы «Энергия-Буран» был только один – 15 ноября 1988 г., но он был уникальным – в полностью автоматическом режиме (рис. 11).

Рис. 11. Ракетно-космические системы «Спейс Шатл» (США) и «Энергия-Буран» (СССР)

По своим техническим характеристикам отечественный проект многоразовой космической системы до настоящего времени остается непревзойденным – по мощности ракетных двигательных установок, по схеме запуска. По величине полезной нагрузки при взлете наша система имела общую массу 2360 тонн, а американская 2000 тонн; при посадке соответственно 20 тонн и 14,5 тонн. «Буран» при старте «Энергии» в работу не включался, что давало возможность выводить в космос до 100 тонн. Кроме того, американская система не могла иметь автоматический режим полета и систему защиты и спасения экипажа на взлете.

Наш отдел в ИМАШ разрабатывал проблему максимально допустимой температуры на «Буране» при посадке, что позволило резко снизить толщину теплозащиты и проблему возгорания турбонасосных агрегатов. Все эти разработки были высоко оценены государством – директор Института стал Героем Социалистического Труда, а я был награжден Орденом Октябрьской Революции.

Рис. 12.1.  На космодроме Байконур у старта «Протона» у «Бурана»

Рис. 12.2.  На космодроме Байконур у старта «Протона» у «Бурана»

Для меня очень важным был факт участия в разработках ракеты-носителя «Энергия» моего коллеги по концлагерной судьбе – ведущего специалиста КБЭМ по прочности сверхмощных ракетных двигателей И.Д. Постникова. Пусть этот факт не имеет исторического значения, но он интересен для малолетних узников фашизма.

Выполненные исследования по проблемам космической техники и технологий с участием Института машиноведения, а также малолетних узников фашизма опубликованы в пяти монографиях – по прочности и ресурсу жидкостных ракетных двигателей и ракетно-космической системы «Энергия-Буран», по использованию космических технологий для обеспечения безопасности России (рис. 13.1, 13.2).

Рис. 13.1. Монографические публикации по космической тематике
Рис. 13.2. Монографические публикации по космической тематике

Этому помогают продолжающиеся встречи в Академии с космонавтами В.В. Терешковой, В.В. Лебедевым, В.А. Соловьевым, С.К. Крикалевым, В.А. Джанибековым, С.П. Савиных, М.Х. Манаровым, Ю.М. Батуриным, конструкторами и создателями ракетной техники Б.И. Каторгиным, И.В. Барминым, В.С. Рачуком, Ю.Г. Драгуновым, Ю.В. Власовым, В.М. Шулико.

Одной из новых и интересных задач сейчас в России является продолжающаяся работа над созданием ядерной космической энергетической установки мегаваттной мощности.

3. Гибридные и ментальные войны настоящего и будущего

 В такие важные исторические моменты, как начавшиеся 30-е годы XXI века, следует обязательно уяснить новую противоречивую роль космических, цифровых, информационных и интеллектуальных технологий, с одной стороны, и место малолетних узников фашизма, как последних свидетелей фашистских преступлений против человечности и детства, с другой. Это возвращает нас к исторической памяти через 80 лет после начала Великой Отечественной войны.  

Полем новых смысловых боев двух категорий людей, как видевших и переживших войну с фашизмом и нацизмом и победивших в ней, так и поклонников установления «новых порядков» в мире, стала историческая память о реальной войне с её героическими и трагическими событиями. Фальсификация и переписывание истории, отрицание ужасов фашистских концлагерей, утверждение о допустимости ограниченной ядерной войны при обмене ракетно-космическими ударами стали философией неофашистских и неонацистских сил в первой четверти XXI века. Это очень напоминает события столетней давности в Германии с Гитлером, в Италии с Муссолини и в Испании с Франко. Сейчас многое повторяется на новой основе — разворачиваются цифровые и медийные концлагеря, вновь Россия обвиняется в агрессивности и угрозах западной цивилизации. Печально, что вновь начинается вовлечение молодежи в факельные шествия с нацистскими символами и флагами. Мир опять становится хрупким. Над детьми сгущаются тучи, которые лишили нас детства 80 лет назад.

И только поэтому малолетние узники фашизма выступили с идеей организации и постоянной работы Международного антифашистского форума.

Наша видеоконференция является одной из форм такой работы, посвященной двум взаимоувязанным Международным дням – освобождение узников фашистских концлагерей 11 апреля и первого полета человека в космос 12 апреля.

Нам, узникам фашистских концлагерей и участникам работ по созданию науки и техники для освоения космического пространства, в год 60-летнего юбилея первого полета Ю.А. Гагарина и в год 80-летия начала Великой Отечественной войны становится всё более понятной нарастающая угроза повторения новой войны. Но уже не мировых, как Первая и Вторая в ХХ веке, затронувших население многих государств, а планетарной – когда на карту будет поставлена вся жизнь планеты Земля. Она коснется всего человечества, всех инфраструктур техносферы, а также живой и неживой природы. Все радиационно, химически, взрывопожароопасные вещества и системы оборонного и гражданского назначения в новой войне способны 20-30 раз уничтожить всё живое на Земле, а новые биосоциальные технологии способны превратить мыслящего человека в послушного биоробота. Здесь еще раз следует вспомнить слова великого чешского гуманиста Ю. Фучика из фашистских застенков в книге «Репортаж с петлей на шее»: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!»

Эти слова 1943 г. стали вновь актуальными. Свою озабоченность о будущем в год 75-летнего юбилея Великой Победы мы выразили в своих книгах на русском, немецком и английском языках, обращениях не только к государственным деятелям, политикам и ученым, но и новым поколениям, приходящим нам на смену (рис.14.1, 14.2, 14.3)

Рис. 14.1. Антифашистский форум и книги живой памяти
Рис. 14.2. Антифашистский форум и книги живой памяти
Рис. 14.3. Антифашистский форум и книги живой памяти

На Международном антифашистском форуме-2020 в Москве – у мемориального комплекса «Трагедия народов» на Поклонной горе и у храмового комплекса Вооруженных сил в парке «Патриот» Международный союз бывших малолетних узников фашизма, Российское общество «Знание», издательство «Доблесть», Общероссийское движение «Сильная Россия» и Общероссийское объединение «Офицеры России» тремя словами «Помним! Надеемся! Живем!» выразили наши мысли о жестоких уроках войны.

Рис. 15. Наше обращение участникам войны и покорителям космоса

Эти же слова мы произнесем 11 и 12 апреля 2021 года на митинге на Поклонной горе, видеоконференциях в Доме общественных организаций, в Ассоциации музейных космических комплексов ВДНХ. Разрешите в заключение выразить надежду, что массовое заключение невинных детей, женщин, стариков в концентрационные лагеря больше никогда не повторится, а полеты человека в ближний и дальний космос обязательно будут продолжены. И по мере сил мы будем способствовать осуществлению этих надежд.

Председатель МСБМУ член-корреспондент РАН     Н.А.Махутов

                                              

Другие статьи по теме

Бессмертный полк клуба «Дети войны»

9 мая, благодаря стараниям Янгаева Алексея Михайловича, в очередной раз состоялась встреча и поздравление ветеранов, узников, блокадников с этим Великим праздником!

Читать далее...

С Днём защитника Отечества

Председателю РСВ Генералу армии Моисееву М.А. . Дорогие  наши боевые соратники и друзья! Поздравляем с  23 февраля – Днём, который дорог для всех, кто знает ратную историю  Родины и  внёс…

Читать далее...

«Школа активного долголетия» начала свою работу

С начала  октября 2015 г. на базе МУ СО  Центр «Истоки» началась реализация оздоровительной программы для людей старшего возраста «Школа активного долголетия». Программа включает  работу лектория «Активное  долголетие»,  в рамках…

Читать далее...

Любите нас, пока мы живы!

Люди на войне

01.02.2018 закончился прием заявок для участия в международном конкурсе документального рассказа «Быть человеком»,  инициированном фондом «Память, ответственность и будущее» совместно с партнерами CAFРоссия в рамках программы «Место встречи: диалог».

Читать далее...
Языки