№76-80 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет.

В результате анализа архивных документов фонда № р -2105 «газета Судьба — издание международного Союза бывших малолетних узников фашизма» были выявлены 50 писем за период 1991-2004 гг.

В результате выполненной работы пользователям предоставлена возможность увидеть, как общий перечень документов электронной коллекции, так и получить доступ к электронному образу оригинала.

Электронная коллекция доступна на сайте газеты «Судьба» и Государственного архива Республики Бурятия www.gbu-garb.ru

Документ № 76

Из письма бывшего малолетнего узника А.Ф. Шураева о подготовке к празднованию 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, необходимости сохранения памяти о событиях военных лет

Российская Федерация, г. Кемерово, 25 ноября 2003 года.

К плану Кемеровской организации бывших малолетних узников фашизма к празднованию 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Эти мои комментарии к плану основаны на воспоминаниях о событиях, свидетелем или участником которых был в течение всех 4-х лет войны, находясь «под немцем» (сначала в оккупации, а затем в Германии в лагере для «остарбайтеров»); на впечатлениях от общения с людьми сходной судьбы; а также на многолетнем опыте работы по патриотическому и антифашистскому воспитанию молодежи.

Всякая война прежде всего трагедия для людей, так или иначе в неё вовлеченных. Масштабы трагедии поколения людей, переживших Вторую мировую войну, развязанную фашистской Германией, аналогов в истории не имеют. Вот почему в антивоенной, антифашистской пропаганде эта сторона войны должна выступать как весьма важный аргумент. Безусловно, основой патриотического воспитания подрастающего поколения является героическое прошлое нашей Родины. И, конечно, героический подвиг советского народа в Великой Отечественной войне должен быть не только достойно отражен, но и защищен от нападок со стороны недобросовестных хулителей всего советского периода истории нашей страны. Ведь героические подвиги, как боевые, так и трудовые, свершались для того, чтобы предупредить или минимизировать бедствия людей.

Прошло больше полвека после военной победы над фашизмом, а угроза возрождения нацизма, фашизма не исчезла. Идеология превосходства одной нации над другой привлекательна для некоторой части молодых людей и в нашей стране. Намалеванная свастика на стенах домов и заборах — почти обыденное явление. Да и в основе ваххабизма и других экстремистских религиозных течений лежит та же идеология превосходства одних людей над другими, но на религиозной основе. Противостоять этим течениям могут помочь свидетели преступлений фашистов на нашей земле.

Вот не полный перечень тех трагических моментов Великой Отечественной войны, свидетелями которых были ныне живущие в Кузбассе люди.

 Фашистская оккупация. Территории 7 тогдашних союзных республик (Белоруссия, Украина, Молдавия, Латвия, Литва, Карело-Финская ССР) и значительная часть густонаселенных областей РСФСР в первые же месяцы войны были захвачены немцами и их союзниками. В оккупации оказалось не — менее 50 млн. советских людей, больше 1/4 населения Советского Союза. Что пережили эти люди, находясь в информационной блокаде, без вестей от свои родных и близких, воюющих на фронте против немецких войск, когда на их глазах подвергались пыткам и издевательствам наши военнопленные? А в местах, где было развернуто партизанское движение, сколько сел пережило трагедию Хатыни.

Военнопленные. Можно ли осуждать тех, кто сдался в плен? Ведь в первые месяцы войны сдавались в плен не одиночки трусы, а целые воинские подразделения. Потому что солдат без оружия и без командира — не воин. А инстинкт сохранения жизни неистребим, он живет в человеке всегда. Ведь не спроста в странах, бывших наших союзников по антигитлеровской коалиции существует награда — медаль военнопленного. Это награда и утешение человеку, который перенес страдания и сохранил себя для своей семьи и страны. Конечно, если он вел себя достойно в плену, не запятнал себя предательством. А в плен попадали не только рядовые, но и генералы. Вот три фамилии: М.Ф. Лукин, Д.М. Карбышев и Власов. Но как по-разному они вели себя, оказавшись в плену. Ни М.Ф. Лукин, ни Д.М. Карбышев не изменили воинской присяге и не стали служить врагу, хотя им были гарантированы и жизнь, и нормальные условия существования. А вот Власов сдался в плен добровольно, и его имя стало олицетворением предательства.

Власовцы. Бесчеловечные условия в немецких лагерях для военнопленных и посулы сохранения жизни, если пойдешь служить на стороне немцев, делали свое дело и люди шли во власовскую армию. Многие надеялись перейти на нашу сторону. И такие факты были. Так что оправдать предательство (службу во власовской армии) нельзя, но понять этих людей можно.

Узники фашистских концлагерей и гетто. Миллионы их погибли и сожжены в печах крематориев.

Угнанные на принудительные работы в Германию, так называемые «остарбайтеры», содержавшиеся в условиях, мало отличавшихся от концлагерей.

Жители блокадного Ленинграда. Слава богу, о них знала вся страна. А об ужасе существования населения Сталинграда во время Сталинградской битвы мало что известно. Так же, как и о жителях населенных пунктов прифронтовой полосы, неоднократно переходивших в ходе боев из рук в руки.

Кузбасс находился в глубоком тылу во время войны. Но военная и послевоенная судьба привела сюда многих людей, в том числе и тех, кто пережил военное лихолетье во фронтовой полосе, в оккупации или в плену у фашистов. Они могут рассказать о виденном и пережитом на каждом этапе войны, в том числе и о трагических моментах. Их рассказы более убедительны, чем кино или художественная литература. И пока они живы, их голос в защиту мира от фашистской угрозы должен звучать. Этих людей надо привлекать к проводимым мероприятиям в связи с 60-летием Победы. Но работа по привлечению их к участию в такой работе имеет некоторые специфические особенности. Большинство этих людей, особенно переживших военное время в совершеннолетнем возрасте, долгие годы после войны чувствовали себя людьми второго сорта, «без вины виноватыми», так как не пользовались доверием властей, ущемлялись в правах. Им трудно заставлять себя вспоминать пережитое. Нужно помочь им преодолеть в себе и естественную скромность, и боязнь выступления перед публикой, и неверие в необходимость и пользу своих выступлений. Организаторам встреч этих людей с молодежью нужно проявлять максимум такта в общении с ними, уметь грамотно комментировать их выступления, может быть самим рассказывать о самых трагических моментах их биографии. Конечно, наивно думать, что рассказы этих людей о войне дадут сиюминутный результат. Но это как семена. Посеянные в души детей, они дадут всходы спустя какое-то время и могут уберечь многих из них от яда фашистской идеологии.

Время неумолимо и людей, современников военных событий, становится все меньше. Очень скоро прервется живая связь поколений. Чтобы сохранить в памяти потомков свидетельства о героических и трагических событиях тех лет, надо издавать книги воспоминаний. Пусть это будут бесхитростные рассказы с минимальными правками издателей этих книг. В этом и есть их ценность. Они сугубо индивидуальны, но в целом дают представление о грандиозности и разноречивости событий тех лет.

В местах, связанных с событиями Великой Отечественной войны, надо соорудить памятные знаки жертвам фашизма. Эти памятные знаки будут напоминать потомкам о тех, кто погиб в годы войны в фашистской неволе, в блокадных городах, в тылу от непосильного труда. В широком понимании жертвами фашизма было все поколение людей военного времени. Эти памятные знаки будут и памятью их страданиям.

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.177.Л.44-45об

Документ № 77

Стихотворение «Малолетний узник», написанное бывшей узницей Л.К. Меркуловой

Российская Федерация, г. Смоленск, 25-29 ноября 2003 г.

Малолетний узник… — За словами:

Детство, опаленное войной,

И этап с кровавыми следами,

Плач и крики, холод и конвой;

Темнота товарного вагона

И засова скрежет, — как тюрьма. –

Сколько верст нам этого загона?..

А когда приедем, — что тогда?..

В дреме тяжкой снова лязг засова,

Конвоира возглас: «Hände hoch»! —

Выгоняют ночью из вагона,

На дороге вязко…Дай нам бог.

Дай нам бог, чтобы спасла нас мама!

/Дети всей Земли её зовут/ —

Но фашист прикладом бьет упрямо,

Ноги вязнут и с трудом идут…

Вот и вышка с часовым. Команда

Всем стоять, мол. Но каков приют?

Что-то там за лагерной оградой

Будет с нами, — что за беды ждут?..

Лагерь нас встречает неуютом:

На соломе краткий сон в ночи,

И подъёма окрик рано утром,

Котелок баланды — все харчи.

И когда сейчас в ночи бессонной

Вспоминаю ненароком вдруг

День один, когда ведёт конвойный

Нас, детей, на непосильный труд, —

Не могу заснуть, как ни стараюсь, —

Память эта горькая со мной, —

Помнится: лопатой ров копаю

Детской малосильною рукой.

Нас тогда спасала близость женщин

Русских: как своих детей, они

Утешали, грели словом женским,

Помогали тяготы снести,

И сидели ночи над больными. –

Духом не упавшие в плену,

Честь и милосердье сохранили

В ту большую, страшную войну…

И баланда вспомнится, и ночи,

И барака скользкое крыльцо…

И сказал же кто-то очень точно:

«У войны не женское лицо».

У войны особые приметы,

Но вдвойне особые они,

Если малолетний ты и если

Ты от малой родины вдали…

Боль тех лет во мне не утихает:

Днём отпустит — явится во сне, —

Малолетний узник это знает, —

Он войну примерил на себе.

Малолетний узник… — это если

Ты под гнетом вражеским живёшь,

Малолетний узник… — это если

Это всё ты сызмальства пройдешь.

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.177.Л.8-9.

Документ № 78

Стихотворение «Из детства – в неволю» А. Мишина, посвященное малолетним узникам фашизма

Российская Федерация, 10 февраля 2004 г.

Сыны и дочери России,

Вас, словно травушку косили.

Как стадо гнили… слезы, слезы, стоны,

Везли в телятниках-вагонах.

Был белый свет для вас не мил,

Когда вокруг цвела калина…

Лишила детских первых сил

Лихая, горькая чужбина.

С проклятьем собственной судьбы

Горбели вы в слезах на немца,

Не дети были Вы рабы,

Как выносило только сердце?..

О, распроклятая судьба,

Война у Вас отняла сердце.

Но долго длился шлейф раба —

Фашистской выселки наследство…

Уйти пытались от молвы,

Но пересуды были строги…

И нынче мыкаетесь Вы,

Прося у Родины подмоги.

Гуляет кто-то наглый плут

И Ваши судьбы круто пашет…

Но есть же, есть же Божий суд,

И он оценит муки Ваши.

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.177.Л.22

Документ № 79

Стихотворение, написанное бывшей малолетней узницей А.Е. Егоровой, посвященное всем малолетним узникам жертвам нацизма  

Российская Федерация, 10 февраля 2004 г.

Я никогда не забываю

Зимы военной лютый холод,

Как нас, озябших и голодных,

Ведут фашисты под конвоем.

И были наглухо закрыты

С фашистской свастикой вагоны,

И шли на запад к немцам в тыл

С детьми России эшелоны.

О, сколько лет, ночей подряд

Один и тот же вижу сон:

Барак, на нарах мертвый рядом,

А там… предсмертный жуткий стон.

В тифозной муке и страданьях.

Еще один растаял день.

И снова чья-то мать рыдает:

Её ребенок умер здесь.

Придет не скоро избавленье,

Не раз заплачет чья-то мать,

И дай нам, бог, живым терпенье

Пройти сквозь ад и не пропасть.

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.177.Л.23

Документ № 80

Из письма бывшей узницы Е.А. Ленточниковой c воспоминаниями об оккупации Крыма в годы Великой Отечественной войны

Российская Федерация, г. Мытищи, 2004 г.

В газете Судьба, — за май-июнь, месяц прочитав статью «Наш май».

И во мне как будто, взорвалась мина замедленного действия, шестидесятилетней давности. Я также являюсь руководителем общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашизма. И мне очень часто приходилось слышать от малолетних узников, такие слова, упрека в адрес нашей Армии и правительство того времени. Нас не защитили, бросили, на погибель. Это говорят дети, которые родились во время войны, были еще несмышлёными, не понимали, что вокруг творится. Говорят чужие слова или вычитали в прессе, им нужно это, для получения удостоверения узника, получить льготы и немецкую помощь. Ради денег шли лжесвидетельствовать, и ни один не сказал, а почему его отец не воевал? Отсиживался дома. Так вот дорогая Гульфия расскажи правду своим малолетним узникам. Ты родилась во время войны, было голодно, страшно. Год с лишним Севастополь истекал кровью, а твой отец с крепкими плечами не пошел защищать родной дом от фашистов, так кто же должен был защищать вас? Родину?

Большинство населения т.е мужчин крымских-татар предали Родину, разбежались по хатам, служили у немцев, даже носили немецкую форму. Издевались над русским населением. Я живой свидетель и пострадавшая от татарина из деревни Карангат это под Керчью.

В ночь под Новый год 1942 — на 1943 в Феодосии наши высадили десант, разгромили немецкий гарнизон, но продержались в городе недолго. Началось отступление и 18 января Феодосию сдали. К нам в деревня Дальние Камыши вошли наши солдаты, они уходили на Керчь переправа через море замерзла, и они торопились скорей перебраться на большую землю. У нас остановились на постой комбат и комиссар; расспросив у нас, где наш отец? Мы ответили, что, отец — эвакуировался со скотом на большую землю, а мы остались мать и нас четверо детей. Нам посоветовали уходить, на Керчь и переправляться на тот берег, где еще не было немцев. Утром 19 января, мама говорить дети, одевайтесь потеплей, берите хлеба, повидло и ещё кое-что, отсидимся на берегу в старых окопах, а когда утихнет бой, вернемся домой, но не суждено было, просидели ночь, день, холод страшный 18 градусов мороз для юга — это очень холодно, вот так и пошли по берегу, дошли до деревни Седжеут (болгарская). Нас очень хорошо приняли, накормили, переночевали, а на утро опять спустились к морю, день был страшный. Немец бомбили позиции наших войск, на ночь опять пришли в деревню. А ночью был приказ, всё население эвакуировать. Нас детей, стариков погрузили на подводы, дали конвой, солдат и пошли поехали, ночь была спокойная, на рассвете вошли в татарское село, стали стучаться, впустите беженцев! Не открывают, в один дом, второй третий, а мы уже замерзаем, солдаты выбили дверь как вошли в тепло- сразу попадали на пол солдатики спасибо им стащили с ног нашу обувь, а на носках был как иней, и мы уснули. На утро сельсовет нас распределил по семьям. Как беженцев, но не долго мы здесь прожили, началась бомбёжка, нам терять уже нечего, и мы пошли дальше, прошли три деревни и остановились село Карангат (татарское). Нам как беженцам выдали справку, поселили в пустующий сарай (кошара) для овец, но правда была печь, вокруг голая степь, один бурьян, да в поле остались валки соломы. Вот так началась наша жизнь в дали от дома. На все село был один колодец, кто-то ночью снял ведро, это что бы мы не пользовались ведь мы русские едим сало, нам приходилось скалывать лед, на срубе и разогревать и пользоваться и так всю зиму. Потом нам кто-то подсказал, — поймайте татарчат и намажьте им салом губы, так мы и сделали, был страшный шум. Мать вызвали в сельсовет, мама все рассказала и тогда пришлось повесить ведро на место. До мая месяца жили спокойно, приезжали солдаты с передовой, за сеном в колхоз и рассказали, что наша деревня, занята немцами. Потом началось, отступление наших войск. Это был ад. Все куда-то бежали, а их с воздуха строчили, кони, повозки, машины, а куда в Керчи; переправу бомбили день и ночь. Все описать трудно, тяжело. 14 мая утром вошли немцы в село и первым долгом, пришли к нам, уже успели доложить, что мы с Феодосии, приходит немец с автоматом и говорит, а «партизан». Мать, подала ему справку, что мы беженцы, не знаю, что он там прочел. Но говорит гута гут можете идти в Феодосию, подсказал, как и где, можно пройти везде минные заграждение были. Отступая, наши пограничники, отдали нам корову, говорят возьмите чтобы не досталась немцам, и мы пошли домой.

Прошли всю линию фронта, оборонительный рубеж наших войск, как они могли держаться 4 месяц. ведь голая степь, ни кустика не деревца, мороз, ветер. Вот где было трупов, их косили как траву. Все не опишешь, это надо видеть. Шли старались не смотреть, пришли в деревню, наш дом разрушен, один угол стоит тот-где висели иконки и цвела сирень и расцвел один красный тюльпан. Я три года сажала луковицы и не разу не цвели. Вот такой подарок мне господь преподнес; но какой знак? Жилья, нет, но есть пшеница, очень много была закопано, есть молоко, нас приютила одна бабушка, но не долго мы наслаждались кашей с молоком. На разыскал татарин с той с той деревни, где мы проживали «Карангат» и потребовал отдать корову. Мы не отдали, но тревога была, они т.е татары уже во всю хозяйничали. Через неделю опять появился и привез две повестки мне и сестре в Германию, и сказал, если убежите…

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.174.Л.10-12об.

№51-55— Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта…

Читать далее...

№66-70 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта…

Читать далее...

№61-65 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта…

Читать далее...

№56-60 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта…

Читать далее...

№71-75 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта…

Читать далее...
Языки