№16-18 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет.

В результате анализа архивных документов фонда № р -2105 «газета Судьба — издание международного Союза бывших малолетних узников фашизма» были выявлены 50 писем за период 1991-2004 гг.

В результате выполненной работы пользователям предоставлена возможность увидеть, как общий перечень документов электронной коллекции, так и получить доступ к электронному образу оригинала.

Электронная коллекция доступна на сайте газеты «Судьба» и Государственного архива Республики Бурятия www.gbu-garb.ru

Документ №16

Из письма-воспоминания бывшей узницы Н. К. Корниенко о пребывании на принудительных работах в Германии

Украина, г. Львов, 1999 г.

…По радио шла передача о Киевском театре и артистах военного времени. Я услышала отрывок слов говорившего, что артистка исполняла песню «Катюша», а присутствующие солдаты, немцы, ей подпевали. Они очень любили эту песню. Артистка думала о своем муже, который был на фронте, о его любви к ней, о бедах, которые принесли люди, слушавшие исполнение ее песни.

Меня этот рассказ ошеломил. Ведь, благодаря этой прекрасной теплой песне, я осталась в живых. Мучительное воспоминание о прожитом в детстве. Я должна разбередить раны, которые едва затянуло время. Я должна пробудить самое мучительное воспоминание и сделав это, считать себя вознагражденной новым терзанием — а правильно ли я делаю. Ведь сейчас вспоминать, думать, анализировать и передавать категориями того времени становится сложно. А мое уважение к истине не дает мне права говорить о тех событиях иначе.

Я была вывезена в Германию на принудительные работы в 15 лет в город Лауф (Пегниц). Детская память зафиксировала большие тяжести военного времени. Мне, ребенку, довелось изведать все те тяжести жизни, которые нам дарует разум видеть. Я видела все, что жизнь могла показать. А показала она одну агрессивность человечества. Я очень наивно удивлялась как ребенок. Почему?

В комнате деревянного барака лагеря за колючей проволокой, где мы жили, нас было по 18-20 человек. Охраняли нас очень строго. Насекомые (клопы) нас съедали. Утром на работу нас приводили раньше немцев, которые работали в цеху на другой половине помещения. Просьба наша к хозяйке немке, которая должна была проводить дезинфекцию в комнатах, не давала положительных результатов. Девушки, набрав насекомых, принесли и насыпали на столы, где работали немцы. Когда в положенное время пришли женщины немки, они увидели шастающих по столам насекомых (клопов). Мы думали, что они нас убьют. Со всех концов раздавались крики: «Русские свиньи!». Но дезинфекция в комнатах была сделана. Цель наша была достигнута. Все это в моей детской голове не укладывалось. Как я, ребенок, в чужой стране, оторванная от своей земли, родных, голодная, в обносках, работаю, избиваемая по голове мастером немцем по причине и без причин, могу быть ко всему тому еще и “свинья». Ведь этих насекомых, которые нас пожирали, мы не производили. Я могла только мысленно допускать, что человек — сосуд зла.

В начале февраля 1945 года из Лауфа (Пегница) нас вывезли в город Нюрнберг на уборку разрушенного города. Затем нас перебросили в город Ансбах. В этом городе было большое скопление составов на железной дороге. Были составы с техникой, военными, с животными (коровами, свиньями). Авиация союзников бомбежкой превратила все в месиво, парализовав планируемые действия немецкого командования.

Нас привезли и поселили в детский театр, который случайно остался цел. Помню, был он красив. Пол был выложен красивой плиткой. Больше ничего не было. Удобств для проживаний никаких. На голый пол ложиться было очень холодно. Голодные, изнуренные тяжелой работой, мы падали друг возле друга и согревая своими телами друг друга, засыпали и видели сны счастливого будущего. Я спала сном праведника, а все мои проблемы и страхи сидели у изголовья и ждали моего пробуждения.

Мы рыли в лесу траншеи, в которые скидывали бывшие человеческие тела и то, в чем разобраться было невозможно, все это со временем начало разлагаться. Детский разум не мог постичь такого злодеяния над человеком, напрасной гибели человеческих жизней.

В один из солнечных дней мы копали, рыли, долбили. Силой мы не были наделены — голодали. Каждый день, когда мы ощущали голод, а ощущали мы его ежедневно, был он мучительно однообразен. Мы чувствовали, что единственное зло в нашей жизни — это голод и что все силы нашего разума должны быть направлены на то, чтобы избавиться от него. Неужели вся сила нашего разума и весь пыл наших чувств должны быть потрачены на то, чтобы найти способ, как избавиться от голода.

Немецкие полицейские присматривали за нами, заставляли все время работать, не давая поднять головы. Вдруг мы услышали, как кто-то прекрасно художественно насвистывает песню «Катюша». Каждая из девушек как могла украдкой осматривала местность между деревьями, откуда льется такая родная, теплая, близкая каждой мелодия. Это была радость надежды. Каждая из нас мысленно на секунду перенеслась воспоминаниями к семейному теплу, домой. На этом участке работы было примерно полтора десятка девушек. Все поднялись, оставив свои снаряжения труда. Мы увидели исполнителя песни «Катюша» — немца.

Возле города Ансбах был концлагерь. В нем томились и умирали люди всех национальностей и народностей. Мы увидели тележку, которую тянули два человека спереди, а два человека сзади ее подталкивали. Они были в полосатой форме. Тележка была нагружена мертвыми телами и везли их на захоронение в лес. Два вооруженных полицейских немца сопровождали их.

Не было человека, который не испытывал бы ужаса и тоски при виде смерти людей, да еще в таком большом количестве. Хотя человек привыкает к любым обстоятельствам в военное время. Там нет времени анализировать, а есть стремление защитить свою жизнь, сохранить ее. Это наверно дар природы, заложенный в человеке.

Рядом с этой процессией шел молодой немец в полосатой форме. Увидев нас, он сразу подошел к нам. Наш первый вопрос к нему был, где он так красиво научился исполнять нашу песню «Катюша». Он ответил, что это было на вашей Родине. Перебивая друг друга, мы задавали ему разные вопросы. Ведь у нас не было никакой информации о происходящих военных событиях.

Мы замечали только излишнюю суетливость немецких солдат, снаряды, которые иногда пролетали над нашими головами, а потом где-то разрывались, но при этом мы оставались в полном неведении. И тут как будто ангел свалился с небес. Сам немец нам рассказал, что фронт союзников был от этого города на расстоянии 50-60 км. Кто такие союзники нам было непонятно, но было понятно, что близок конец нашим страданиям. А что ждет нас впереди? Сам этот немец был в концлагере за то, что его точка зрения на жестокую войну не нравилась немецкому командованию. «Война подходит к концу и Гитлеру капут», — повторил он несколько раз. Его убеждение о близком конце Войны передалась и нам. Он своим рассказом воодушевил нас. Ведь гибель человека начинается с утраты воли к сопротивлению. Истомившееся тело и душа немели от неизвестного будущего и переставали держаться за жизнь и за надежду, которая еще давала силы.

В связи с тем, что эта встреча с добрым человеком обнадежила, потянулась пить к жизни, выживанию.

Моя память стала хранительницей этого события. Она добросовестно исполнила свою обязанность. Об этой встрече я очень часто наедине с собой вспоминаю с теплотой и благодарностью человечеству, которое приняло по сложившимся обстоятельствам того времени участие в дальнейшей моей жизни.

Голод не оставлял нас. Нас не кормили. После работы мы ходили по дворам и просили у жителей немцев что-то покушать. Одни добрые люди давали пару вареных картошек, другие выпускали на нас собак. Приходилось спасаться бегством от злых животных.

На другой день после встречи с исполнителем песни «Катюша» я и несколько девушек, пошли по дворам, выпрашивая еду. В одном чистеньком дворе нас встретила молодая хозяйка немка. Мы изложили свою просьбу, просили покушать. Она нам дала вареной картошки. Мне она предложила остаться у нее работать.

Было очень больно расставаться со своими друзьями, они были по возрасту старше меня. Девушки сказали, что это возможно для меня шанс выжить и не умереть от голода. Я осталась у этой хозяйки и работала у нее до прихода войск союзников — американцев.

Концлагерь, о котором я говорила, в котором был наш просветитель о событиях конца войны и исполнитель песни «Катюша», был полностью уничтожен. Все люди, содержавшиеся в нем, были расстреляны. Так поведала моя хозяйка. Когда это случилось, об этом зверстве с возмущением говорили жители.

Мог кто-то остаться в живых? Не думаю. Машина уничтожения фанатически срабатывала.

Такие факты тех пережитых военных дней — это работа души, ума и

сердца…

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.71. Л.41-42.

Документ №17

Стихотворение бывшей узницы фашизма Н.П. Островской «Берегите детей от войны»

Республика Крым, г. Симферополь, 1999 г.

Однажды вечером стою я на краю огромного утеса-великана,
А море плещется внизу,
и камни обливаются водой, в свете Луны, как кровью рана.
И вспомнилась война. Вторая Мировая. Год 1942, май, Керчь.
И артобстрел….

И из ворот, вдруг, выскочил мальчишечка-пострел…
Бежит, кричит, снаряды рвутся, не слышно ничего,
А по земле, за ним, тянулись кишечки его…
Осколком весь живот ему разворотило…

А от роду ему лет восемь было…
(Девчоночке, свидетельнице – девять).
За ним выскакивает мать его…
Тоже бежит, тоже кричит, а что, не слышно…

A на плече ee головка двухгодовалого сынишки,
И кровь фонтаном хлещет y нeгo… Из горла…
И тут мое сознание померкло…
Очнулась в блиндаже … До звона тихо …

Склонилась надо мной врачиха …
А артобстрел закончился уже…
К чему сей Сказ?… Да вот к тому:
Пусть каждый помнит-знает, что в сердцах детей раны от войн HE ЗАЖИВАЮТ…

Теперь опять готовятся к войне, но пока где-то,
И матерям не надо ждать, когда войною вспыхнет
Многострадальная Планета.
ЖЕНЩИНЫ МИРА!
МАТЕРИ, ВЗРАСТИВШИЕ ДЕТЕЙ !…

СПЛОТИТЕСЬ!
И от войны, сыновей своих, вы, защитите!…
СЛЫШИТЕ ?!…ОТ ВОЙНЫ детишек берегите!…
И не дарите сыновьям игрушек: ружей, автоматов, пушек…

Вы их благородству научите. Пусть рыцарями вырастут они!…
Ведь это Ваша будущая гордость!
Нам деточек не аисты приносят
Пусть реки крови не льются по земле…

Пробудите Вашу непокорность!…
И не рыдайте, где-то там наедине!…
Давайте вместе М И Р У громко скажем, во весь голос
НЕТ ВОЙНЕ!…

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.73. Л.48.

Документ №18

Из письма бывших узниц Э.Б. Самцовой, О.М. Астапович в редакцию газеты «Судьба» о пребывании в концлагере «Освенцим[1]»

Республика Беларусь, г. Минск, 1999 г.

Разве это можно прощать!!!

Нас мало осталось, к нам старость подкралась.

И мы повторять неустанно должны

Пускай на земле никогда не случится то,

Что мы видели в годы войны (1941-1945 гг.)

Более полувека прошло с тех пор когда отгремели грозные залпы войны. Все дальше и дальше уходят в глубь истории события Великой Отечественной войны. Но они не меркнут, не тускнеют в нашей памяти и сегодня, спустя 53 года.

Эхо войны заставило протянуть руку к перу. Мы узники, родом из войны. Воспоминания о пережитом в фашистском концлагере смерти Освенциме отзываются болью. Освенцимская рана кровоточит по сегодняшний день. Мы узники концлагерей пережили все муки ада. Бледна русская фантазия перед той кошмарной действительностью. С 1941 по 1945 гг. самому страшному что присуще только фашистским нацистам, мы были подвергнуты: холод, голод, пытки, побои, тяжелый непосильный труд, жизнь в нечеловеческих условиях, ежеминутное ожидание смерти, ибо если болен, боишься признаться, потому что лечения нет, в крематории возят лечиться, а оттуда возврата уже нет. Перелистывая страницы жизни в концлагере, от шелеста страниц появляется дрожь по всему телу и все тело коробит. Чудом остались в живых. Не успели всех уничтожить, чтобы замести следы своих преступлений. Мы не были похожи на людей и детей. Это было стадо обстриженных овец, это были мы – живые трупы, кости, обтянутые кожей. Без слез нельзя вспоминать тех черных дней войны, когда несовершеннолетние узники мучились и умирали на глазах. Нам теперь только хочется сказать ничего на свете нам не надо, только б не было войны. Разве это можно прощать!!!

Мы, все узники фашистских концлагерей, весь белорусский народ просим не ратифицировать соглашения с правительством ФРГ об уходе за военными могилами гитлеровских солдат и офицеров, погибших в годы войны на территории Беларуси….

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.75. Л.6-6об.


[1] Аушвиц (Освенцим) был основан в 1940 году на предместьях города Освенцима. Изначально был задуман в качестве средства террора по отношению к порабощенному польскому народу, местом изоляции и впоследствии истребления сотен тысяч польских патриотов. Шестая часть всех евреев, погибших от рук нацистов, была отравлена газом в Аушвице. Всего через Аушвиц (Освенцим) прошли более 4 миллионов человек, из которых 234 000 детей. Погибли более 1,1 миллиона, из которых около 1 миллиона – евреи. В 620 бараках лагерей Аушвица содержалось постоянно 180-250 тысяч заключенных.

Другие статьи по теме

«Культура памяти в диалоге поколений»

Международная конференция состоялась 20-24 сентября 2016 г. в Беловежской пуще Республики Беларусь Открыли конференцию её организаторы – руководитель Международного общественного объединения «Взаимопонимание» (Беларусь) Анжелика Аношко и руководитель Общественного объединения «Белорусская…

Читать далее...

Жизнь против смерти

«Концлагерная жизнь и освобождение узников шло по трем линиям. Первая — когда восстали сами узники, как это произошло в лагерях Собибор, Бухенвальд и других… Вторая категория — когда узников освобождали борцы Сопротивления, организовывая операции за пределами лагеря… И третья сила — Красная армия и армии союзников» — отрывок из выступления Николая Махутова

Читать далее...

Новости из Смоленска. Ржев встретил детей войны

19 августа 2020 года город Ржев встретил делегацию смолян, членов организации «Бывшие малолетние узники фашизма». Экскурсия стала возможной благодаря победе организации в конкурсе программ патриотического воспитания, на котором была представлена…

Читать далее...

Письмо от директора музея Победы

Уважаемый Леонид Кириллович! Благодарю Вас за предложение использовать материалы газеты «Судьба» и книги «Простите нас…», автором которой Вы являетесь.

Читать далее...

Международный день освобождения узников фашистских лагерей в Тирасполе

11 апреля в Тирасполе прошел Международный день освобождения узников фашистских лагерей

Читать далее...
Языки