Репортаж от Полины из лицея 61

«Меня спасли от смерти мои тёмные глаза…» — репортаж со встречи школьников с узником концлагеря.

23 апреля у одиннадцатиклассников 61 лицея-интерната прошла встреча с Леонидом Кирилловичем Синегрибовым, малолетним узником концлагеря и главным редактором газеты «Судьба». Леонид Синегрибов поделился с ребятами страшными воспоминаниями из детства и рассказал о миссии «Судьбы».

План, подарки и Путин

Меня, моих одноклассников и куратора переполняет волнение перед предстоящей встречей. Все думают о том, как бы задать правильный, а главное тактичный вопрос, чтобы не задеть гостя. Мы готовились, намечали, что мы можем спросить. Лариса Викторовна, мой куратор, подходит ко мне.

—У меня что-то сердце колотится: переживаю, — говорит она.

Именно Лариса Викторовна, куратор 11 «Б», является «организатором» этой встречи. Она узнала об интересном человеке и о возможности пригласить его к нам в школу, договорилась, собрала ребят.

Как только Леонид Кириллович заходит в класс, все ребята поднимаются с мест, обычное школьное приветствие, казалось бы, но, когда весь класс ровно, одновременно поднимается и замолкает — это проявление глубокого уважения.

Оказывается, не только мы готовились к этой встрече, но и Леонид Кириллович тоже. Он успокаивает нас, говорит, что уже бывал на таких встречах с учениками разных школ.

—Первым делом, я приготовил для вас подарки, раздайте пожалуйста, — улыбаясь, протягивает ребятам стопку газет. Леонид Кириллович дарит нам экземпляры «Судьбы» разных лет. Ребята сразу принялись с интересом разглядывать газеты. — Я составил себе план, записал его, чтобы ничего не забыть, — говорит он, разглядывая нас не по годам молодыми глазами: — На днях смотрел прямую линию с Владимиром Путиным, и как же я за вас рад. Он сказал, что 50% учеников получат бюджетные места! Вы представляете? Целая половина — вот это радость,­­ — Леонид Кириллович светится от счастья, и класс тут же реагирует на его слова: кто-то соглашающимися кивками, кто-то просто внимательным взглядом.

Сам Леонид Синегрибов, рассуждая на тему образования, говорит о том, как ему посчастливилось учиться в Ленинградском университете на журналиста: «Я служил тогда в военно-морском флоте, и вот нам приходит распоряжение, что все желающие могут пойти учиться, куда хотят. Половина экипажа тогда сошла с корабля, и я в их числе, поступил на журфак, отучился и попал вот сюда, в Бурятию. А сейчас вам сложно даётся поступление на бюджет, все готовятся, зубрят, поэтому, услышав от Путина новость об увеличении бесплатных мест, я подумал, как же это хорошо».

Лагерь

—Дальше у меня в плане записано «о себе», ­— и Леонид Кириллович начинает повествовать ребятам о самых важных этапах своей жизни.

Леонид Кириллович Синегрибов родился в городе Дятьково Брянской области в марте 1941 года, накануне Великой Отечественной Войны. В два года он попал в фашистский лагерь в городе Алитус на юге Литвы.

—В то время, когда меня забрали в концлагерь, я болел. И меня посадили в вагон для детей, подлежащих ликвидации, то есть везли на смерть. Но в лагере меня спасла эстонка, она вынесла шестерых детей под халатом, а мне повезло потому, что литовка, одна из тех, что прятали детей у себя, попросила эстонку вынести ей мальчика с тёмными глазами, а у меня в то время глаза были чёрные, это сейчас они уже выцвели. Получается, меня спасли мои тёмные глаза,­— рассказывает Леонид Кириллович.

Женщину, которая забрала мальчика звали Мария Малевская, она привела Леонида Кирилловича в свою семью, где он жил до пяти лет и носил имя Тадеуш или Тадик. —Вот бабушка вернулась домой из австрийского лагеря, мой отец спрашивает её: «А Лёнька где?». «Потерялся» ­—отвечает бабушка. Тогда отец поехал меня искать. Стало известно, что я где-то в Литве. Он приехал в Литву, долго ходил, искал, и вот, пришёл в милицию, писать заявление о пропаже ребёнка, а милиционер ему говорит: «Я знаю дом, где русского мальчика прячут». Он показал отцу этот дом, отец постучался, дверь открыл Стасис­—муж Марии.

Позвал меня, и я тогда так испугался! Смотрю­—стоит мужик большой, с бородой. Я не признал его. ­— рассказывает Леонид Кириллович со слезами на глазах. Ребята тоже не могут сдержать чувства, невозможно не проронить слезу, когда ты понимаешь и погружаешься в боль этого человека.

Дальше Леонид Кириллович говорит о том, что отец и семья Малевских решили оставить мальчика в Литве, если он не привыкнет к новому, как ему казалось, человеку.

—Я спросил однажды отца: «И ты бы меня оставил?», ­­— и он ответил мне: «Куда денешься, конечно не хотел. А если бы ты меня не вспомнил?» Но я вспомнил. И отец отвёз меня на родину. В моё Дятьково.

Про друзей и «Судьбу»

—На родине я пошёл в детсад. Воспитательница представила меня детям: «Знакомьтесь ребята, у нас новенький— Лёня». А я как закричу: «Я не Лёня, я Тадеуш, не хочу русских булок, не хочу Сталина!» Мне воспитательница рот рукой закрыла тогда. Ох и тяжко мне потом пришлось, сам себе приговор подписал. Дети меня били, колотили— ужас. Воспитатели меня до туалета провожали. Поэтому я хорошо понимаю ребят, которых травят в школе. У меня даже была газета «Подросток», которую я несколько лет сам выпускал, один.

—Вы и вёрсткой сами занимались? —спрашиваю я.

—Нет-нет, вёрстку же надо на компьютере делать, а я в них не силён. Поэтому всё это делали мои друзья, я их просил, а они рады были мне помочь. Какой хороший вопрос задала, про друзей—это важно. Сейчас вот в издании моей газеты «Судьба» мне тоже помогают друзья, и все работники становятся мне как друзья, мы уже семья.

Газету «Судьба» Леонид Кириллович организовал в 1993 году и возглавляет её до сих пор. Экземпляры разлетаются не только по России, но и заграницу: в Молдову, Беларусь, Украину. В газете публикуются материалы о войне, письма малолетних узников концлагерей, в которых они рассказывают свои истории. По словам самого Леонида Кирилловича, цель его газеты­—рассказать страшную правду о ВОВ и о фашистах «от детей войны-детям мира».

—Мне шлют письма со всего мира, сюда, в Улан-Удэ. А я публикую их с радостью. —  говорит наш гость, —Вы тоже присылайте истории своих бабушек и дедушек на эл.почту газеты, может даже книгу издадим.

Встреча уже подходит к концу, ребята задают последние вопросы и выходят в фойе для общего фото. Перед прощанием с гостем в коридоре школы у Леонида Кирилловича завязывается беседа с учениками.

Детям не хочется отпускать этого интересного человека, а Леониду Кирилловичу— покидать прекрасных слушателей.

После фото мы с ребятами вручаем Леониду Кирилловичу небольшой подарок— благодарность за его силы и время, уделённые нам. Он искренне радуется, счастливо прощается с нами и напоследок говорит:

—Отправляйте письма, буду ждать.

Другие статьи по теме

Люди мира, на минуту встаньте!

Обращение к руководителям стран Европы и США Люди мира! На минуту встаньте!

Читать далее...

Исчезающий след

Здравствуйте уважаемые дамы и господа,не могу однозначно назвать форму моего письма…просьба о помощи, вопрос или возможность поделится информацией — скорее всего всё вместе.Итак, начну пожалуй с главного — речь пойдёт…

Читать далее...

Требуется вмешательство

О НЕПРИЕМЛЕМОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ (ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Читать далее...

Жить не по лжи. Всеми правдами и неправдами

Документальный фильм о Солженицыне:

Читать далее...

Как добиться своего

Моя биография Я, Дерябина Лилия Васильевна родилась 18 сентября 1936 года в гор. Уссурийск Приморского края. С 1938 года наша семья: мама Антонина Алексеевна Дерябина, папа Матюхин Василий Павлович, проживала…

Читать далее...
Языки