ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ И ЦВЕТЫ ДЛЯ ШТУКЕНБРОКА

Воспоминания Олега Табакова, режиссёра, актёра и сотрудников нашего университета о немецких военнопленных меня самого удивили. Но что написано пером, не вырубишь топором.

Уважаемая газета «Судьба»!

Посылаю Вам два материала. Один — не типичные детские воспоминания о войне. Второй — две фотографии с митинга у могил советских военнопленных в Штукенброке в 2007 году. Я, по поручению моего старшего товарища, бывшего узника Шталага-326 (Штукенброк), вручаю советский флаг руководителям организации «Цветы для Штукенброка». Рядом со мной моя внучка Галя. Вторая фотография — вместе с руководителем левого крыла Бундестага, известным политическим деятелем Грегором Гизи. Он выступал на митинге передо мной, а после моего выступления подошёл пожать мне руку. У меня есть видеозапись его выступления.

Фотографии из Штукенброка и фрагменты воспоминаний детей войны о событиях того времени исключительно для подтверждения моей позиции в отношении добрых контактов с немецкими антифашистскими организациями, с немецкой молодёжью. У меня есть определённый опыт таких контактов, в том числе со школьниками и студентами. Я считаю, что нам, бывшим малолетним узникам фашизма, нужно поддерживать, пропагандировать такие контакты.

Воспоминания Олега Табакова, режиссёра, актёра и сотрудников нашего университета о немецких военнопленных меня самого удивили. Но что написано пером, не вырубишь топором.

«МОЯ БАБУШКА ДАВАЛА ХЛЕБ ПЛЕННЫМ НЕМЦАМ»

Милосердие так же, как и другие основы человечности закладываются в семье. Мне было чуть меньше семи лет, когда немцев под Сталинградом разгромили. Для того, чтобы показать реальные свидетельства достижения в войне, немецких пленных, взятых под Сталинградом, везли по железной дороге, по городам России. Когда их довезли до Саратова, то сочли целесообразным, чтобы небольшая колонна прошла до Волги. Стояла зима. Они дошли, но дальше идти было некуда, лед. И надо было, значит, вернуться в поезд. 


Бабушка моя, видимо, решила эту проблему для себя еще тогда, когда они к Волге шли. На обратном их пути она взяла буханку хлеба, которую мы получали, разрезала на две части, потом еще раз поперек, затем на куски эту половину и сказала мне: «Отнеси». Головой понять я это не мог. Отец был отрезан на Кавказе, мой дядя был ранен. Почему она это сделала? Наверное, потому что на этой земле, на нашей родине человеческое страдание вызывает отклик. Либо потому, что у нас люди страдают гораздо больше, чем где-то.

Олег Табаков
(Из сборника «Дети войны», Москва, 2014 г.)
В.С. Фигуров

 ….Уже после войны, скорее всего в 1946 году, в Лаишево* привезли довольно большой отряд пленных немцев – на разгрузку барж. Мы, мальчишки, конечно же, ринулись посмотреть на фашистов. Многие набили карманы камешками – покажем гадам! Прибежали, увидели их, столько раз убиваемых нами в наших играх. Худые, мрачные и, наверно, голодные. Ни у кого не хватило духа достать камешки и бросить их в этих несчастных. И ещё поразили меня, семилетнего, наши русские лаишевские женщины. Их было не очень много, но большинство из них принесли пленным продукты – хлеб, варёную картошку, огурцы, ещё что-то съедобное. Те, кто пришёл  без передачи, побежали домой, чтобы тоже что-то передать пленным. Конвоиры не мешали передачам, а немцы брали свёртки и благодарили на своём языке или «спасибом» с акцентом и улыбками. Не знаю, были ли среди этих женщин получившие «похоронки». Наверняка были те, кто получил извещения о пропаже «без вести» (была такая страшная формулировка). Наверное, надеялись, что и их сыновьям или мужьям тоже кто-то подаст кусок хлеба. Для меня это было первым уроком о неимоверной сложности переплетений судеб, интересов и устремлений всех участников войн, доставшихся нам в наследство от диких первобытных времён, наследство, от которого человечество никак не может избавиться, несмотря на явную угрозу уничтожения всего живого на Земле…

*Лаишево – районный центр под Казанью, на берегу Камы.

А.И. Фесенко 

….Наша школа была недалеко от завода ЗиС*, а рядом с ним стояли вагоны с пленными немцами. Мы туда бегали, чтобы увидеть тех, кто так долго и страшно воевал с нашей страной. Закончилось это тем, что мы стали приносить немцам хлеб, булки, пряники, так как нам казалось, что они голодны. Нам было жалко их, и мы старались их накормить. Когда колонны пленных немцев вели через Москву, мы всем классом отправились на Ленинградский проспект к Белорусскому вокзалу. Все смотрели молча. На проспекте царила тишина. Я до сих пор не могу найти слов, чтобы передать те чувства, которые возникли при виде побеждённых немцев…

*ЗиС – завод имени Сталина, Москва

Что касается Штукенброка и памяти о моих старших товарищах — бывших военнопленных, в том числе и лежащих в братских могилах в германской земле, то это большая часть моей жизни и памяти. Последние 30 лет я много раз, по приглашению с немецкой стороны, посещал Германию, места, где я работал, братские кладбища наших соотечественников, неоднократно участвовал в антифашистских митингах в Штукенброке. Фотографии, которые я Вам прислал, относятся к 2007-му году. Это один из моих последних визитов в Германию. Со мной были моя жена и внучка Галя. А флаг, который мы привезли, мне передал бывший узник Шталага-326, художник, участник создания монумента на братских могилах Штукенброка в 1945 году, к сожалению, ушедший из жизни, дожив до 102-х лет, Дмитрий Павлович Орлов.

Само вручение флага руководителю рабочего кружка «Цветы для Штукенброка», одному из главных организаторов  антифашистских митингов у могил Штукенброка, господину Вернеру Хёнеру вызвало эмоциональную реакцию у участников митинга. Возможно, это и было поводом для моего рукопожатия со стороны депутата и лидера левого крыла Бундестага Грегора Гизи.

По просьбе организаторов митингов я практически ежегодно посылал приветствия участникам митингов от своего имени и от имени бывших малолетних узников России. Последнее приветствие к участникам митинга 4 сентября 2021 года я прилагаю к этому письму.

Если Вы сочтёте целсообразным использовать этот материал для публикации, у меня нет возражений. Хотя я на это не рассчитывал.

С большим уважением и пожеланиями здоровья и успехов,
В.И. НАУМОВ

2021–й год – особый:  80 лет назад фашистская Германия напала на Советский Союз, что стало началом большой трагедии для нашей, и не только для нашей, страны. Одна из страниц этой трагедии посвящена плену советских воинов, их содержанию и гибели в фашистских лагерях. 80 лет назад Шталаг-326 принял первых советских военнопленных, прах которых покоится в братских могилах Штукенброка. Сегодня есть повод вспомнить о жертвах Шталага-326, жертвах других концентрационных лагерей в фашистской Германии, вспомнить об их страданиях и смерти.

Мы, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, последние живые свидетели, невольные участники и жертвы этой трагедии, хорошо помним её финал: разрушенные авиацией союзников немецкие города, капитуляция фашистской Германии, а в завершение — Нюрнбергский трибунал, вынесший приговор фашизму. 

Прошло 76 лет после окончания Второй Мировой войны. Был длительный период «холодной войны», распался Советский Союз, Германия вновь стала одной из ведущих стран Европы. На карте Мира возникли новые государства. Прошёл ряд локальных военных конфликтов. Ряд мировых держав стали обладателями ядерного оружия. Мир снова нестабилен и обеспокоен угрозой новой мировой войны. В этих условиях особенно важно помнить трагические уроки прошлого, чтобы предотвратить новую трагедию в будущем. Ежегодные традиционные манифестации у могил Штукенброка, в которых принимают участие видные политические и государственные деятели, активно и плодотворно вносят свой вклад в эту важную работу. Этой традиции более 50 лет. Знаменательно, что именно эту трибуну, у монумента в память о жертвах Штукенброка, выбрал бывший президент ФРГ Йоахим Гаук для своего выступления 6 мая 2015 года по поводу 70-летия капитуляции фашистской Германии.

Достойны светлой памяти бывшие военнопленные, узники Шталага-326, и их руководители, освобождённые 2-го апреля 1945 года американскими войсками, нашедшие силы благоустроить братское кладбище, построить монумент в память о своих погибших товарищах, заложив основы действующего мемориала. Заслуживают глубокой благодарности немецкие активисты, сохранившие мемориал, превратившие его в авторитетную антифашистскую трибуну Германии.

От имени моих товарищей по тяжёлой военной судьбе, бывших несовершеннолетних узников фашизма, и от своего имени я шлю наш привет и пожелания успехов всем организациям Германии, ведущим работу по сохранению памяти о трагедии и жертвах Второй Мировой войны. Выражаю надежду, что ваши многолетние традиции будут продолжены следующими молодыми поколениями, и пусть нас объединяет общая память о пережитой трагедии.

Бывший несовершеннолетний узник фашизма, профессор
Владимир Наумов
Москва

Другие статьи по теме

Имя твоё – учитель…

Родилась я в 1933 году, в сентябре в г. Сталинграде, ныне Волгоград. Что больше всего запомнилось из моей жизни? В 1938 году от большого голода в Поволжье вместе с родителями…

Читать далее...

С праздником Победы!

Самое главное, чего хочется пожелать в этот день, это то, за что боролись наши деды — мира вам! Пусть над головой всегда будет ясное небо и яркое солнце. Желаю в…

Читать далее...

В нас вдохнули новую жизнь…

Очередная встреча с маломобильными участниками проекта «Жить долго и активно: новые возможности  для жителей Петрозаводска, пострадавших  от национал — социализма»  прошла в Ботаническом саду Петрозаводского госуниверситета  15 июня .

Читать далее...

Стихи Жоржа Лийлу

«Судьба»  твоя не одинока: Она  как Храм  — для   страждущих приют… Сыны бойцов  Войны далёкой Одной семьёй в твоей  «Судьбе»  живут! Ты в души им вселяешь Веру, Святую Правду,  Честность…

Читать далее...

С Днём Победы!

9 Мая — это не просто праздник, это — один из великих дней, почитаемый не только в России, но и во многих других пострадавших от захватчиков странах мира. День Победы — это праздник, важный для каждой семьи и каждого гражданина. Сложно…

Читать далее...
Языки