ПАМЯТИ В.В.ЛИТВИНОВА (12.11.1936 – 16.5.2010)
Украинский журналист и исследователь Владимир Васильевич Литвинов для нас, бывших малолетних узников фашизма, стал тем же, кем был для защитников Брестской крепости Сергей Сергеевич Смирнов. Десятки лет своей жизни Литвинов отдал поиску, объединению, политической, исторической, моральной реабилитации жертв нацистских преследований. Не будучи узником фашизма, он не только понял саднящую боль, несказанную обиду, крик души тысяч и тысяч бывших узников фашистских концлагерей, но и взвалил на себя непростую, мученическую миссию выразить и ответственно заявить всему человеческому сообществу о вздорности существовавших долгие годы подозрений и безосновательности ущемления человеческих прав, о трагизме судеб семей участников движения Сопротивления, о заслуженном у страны и народа уважении к ним, внимании к сирым, гонимым, непростительно обойденным и забытым. Он, по сути, возглавил борьбу общественности за преодоление позорных стереотипов культовских времён в отношении людей, побывавших во вражеском плену, и признания их особой категорией фактических участников Великой Отечественной войны.
Журналист и исследователь В.В.Литвинов выполнил огромную работу по подготовке документов и содержательной части поистине исторического Всесоюзного слёта бывших малолетних узников фашизма, который состоялся 22 июня 1988 года в Киеве. Вряд ли работники Советского детского фонда им. В.И.Ленина, официальные организаторы это встречи, узнали о существовании такой категории граждан, как бывшие малолетние узники концлагерей, если бы на одной из встреч детей войны в московской школе в октябре 1987 года Владимир Васильевич не составил бы письмо от их имени, адресованное руководителю детского фонда писателю А.А.Лиханову. Благородное дело, начатое Владимиром Литвиновым, нашло столь же благородный отклик у Альберта Лиханова, бывшего тогда депутатом Верховного Совета СССР и его коллег по парламенту — актёра и режиссёра Ролана Быкова, академиков Татьяны Заславской и Евгения Велихова, блестящего юриста, профессора Анатолия Собчака и многих других истинных интеллигентов и настоящих граждан тогдашнего Отечества – СССР.
В день памяти В.В.Литвинова газета «Судьба» публикует то самое письмо, которое было прочитано в Детском фонде им. В.И.Ленина в контексте истории, в контексте войны.
Из обращения Владимира Васильевича Литвинова к председателю правления Советского детского фонда имени Ленина, писателю Альберту Лиханову (18 января 1988 г.):
“Уважаемый Альберт Анатольевич! Все эти дни нахожусь под впечатлением подготовленного во время слета в Москве и опубликованного в первом номере еженедельника “Семья” коллективного письма бывших малолетних узников фашистских концлагерей. В октябре 1987 г. направили его в Детский фонд с надеждой на внимание и помощь. И вот — публикация.
Постановка вопроса о предоставлении льгот и преимуществ детям советских патриотов — жертвам гитлеровского разбоя, предложение о создании в рамках Фонда Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей — не может не вызывать самого горячего одобрения и активной поддержки. Вижу в этом еще одну добрую примету демократизации нашей жизни, утверждения в ней (не на словах, а на практике) подлинно гуманистических начал. Большое и благородное дело начал Фонд. Спасибо за решимость, смелость, гражданственность, человечность.
Все, чьи фамилии стоят под опубликованным в еженедельнике письмом, — хорошо знакомые, близкие мне люди. Связан с ними долгими годами дружбы, совместных поисков, общих забот и дел. Да и не только с ними. За четверть века в разных уголках страны разыскал (по одному) около 700 малолетних узников фашистских концлагерей — уроженцев Витебской, Гомельской, Могилевской, Смоленской, Псковской, Днепропетровской, Харьковской и других областей.
У ребят общая история, общая судьба. Они находились в одних и тех же лагерях. Почти все потеряли родных и близких. А после освобождения (в Польше и в Германии) их несколькими поездами доставили на Родину. В частности, первый поезд (около 500 человек) приняли в детдомах Киева. Второй поезд (свыше 700 человек) — в детдомах Подмосковья, Курской, Новгородской, Рязанской, Саратовской областей.
Так получилось, что Киев сыграл особую роль в жизни бывших малолетних узников. Да и продолжает играть. Здесь в 1962 — 1963 гг. начали искать детей-узников — уже солидных, взрослых людей, уважаемых отцов и матерей семейств. Здесь принялись за изучение их жизни, их военной, лагерной эпопеи.
Если говорить о главном, что удалось сделать, то оно заключается в следующем. В контексте истории, в контексте войны, на обширном документальном, архивном материале, на основании многочисленных свидетельств прочитана, исследована судьба томившихся за колючей проволокой тысяч партизанских (и не только партизанских) детей. Выяснены мотивы действий гитлеровцев, похищения ими юных советских граждан. К судьбе последних привлечено (в ряде случаев) внимание общественности.
А если касаться “частностей”, то хотел бы назвать такие из них, как:
- изучение “детских секций” в созданных гитлеровцами на территории СССР, Польши, Германии сортировочных, концентрационных, штрафных, трудовых и иных лагерях, где находились сыновья и дочери советских патриотов. Были собраны разнообразные архивные, документальные, литературные материалы. Проведены опросы местных жителей. Удалось побывать во многих крупных лагерях (в стране и за рубежом), где когда-то томились советские дети;
- составление картотеки живых, а также погибших (в войну) и умерших (после войны) бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Она насчитывает свыше трех тысяч фамилий, адресов, других сведений. В настоящее время разысканные бывшие малолетние узники живут в Украине, Белоруссии, России — от Ивано-Франковска, Бреста, Калининграда до Магадана и Южно-Сахалинска. Со многими из них встречаюсь, поддерживаю связь;
- увековечение борьбы, мук, страданий бывших малолетних узников — граждан СССР, увековечение памяти их сверстников, погибших за колючей проволокой. В Москве, Киеве, Витебске, Рубе, а также в Нойкирхене, Криммичау, Дессау (Германия), близ Лодзи (Польша) и в других местах по инициативе и силами общественности созданы музеи, установлены стелы, сняты фильмы о наших юных соотечественниках — жертвах нацистских преследований;
- историческая, социальная и моральная, если можно так выразиться, реабилитация малолетних узников. В культовские времена (да и не только тогда) о тех, кто находился за колючей проволокой фашистских лагерей, нередко говорили чуть ли не как о предателях. Мол, честные люди воевали, а вы были неизвестно где. Впрочем, дело не ограничивалось лишь упреками. Знаю десятки случаев, когда из-за “темной” строчки в автобиографии (“Находился в фашистском лагере…”) ребят не принимали в вузы, техникумы, даже на работу в автопарки. О своем военном прошлом многие предпочитали не говорить. И не только они, узники, но и их дети. Людям нужно было вернуть достоинство, честь, гордость, понимание существа происходившего. За годы поиска (поиска напряженного, сложного) в советской и зарубежной печати появилось множество публикаций о похищенных гитлеровцами детях — узниках концлагерей. В республиках организовывались региональные встречи, маевки. Проведены ряд слетов бывших малолетних узников. Они состоялись в Днепропетровске, Киеве, Витебске, Минске, Москве.
Обо всем, что сделано, рассказываю, конечно, не случайно. Подвожу к мысли о том, что идея создания Союза бывших малолетних узников родилась не на пустом месте. Она витала в воздухе. Под нею (объективно) — накопленный в стране многолетний опыт поисковой, объединительной, чисто человеческой работы. Используем же его для блага тех, кто “чудом сегодня жив”. Используем его для практического решения серьезнейших проблем, которые можно обозначить словами “Мир и дети”.
Альберт Анатольевич!
Создание в рамках Советского детского фонда Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей приветствуется всеми, с кем довелось в последнее время встречаться и говорить. Хочется, чтобы в СДФ об этом знали. Знали мнение бывших малолетних узников, о котором с удовольствием сообщаю.
Да, уже сегодня думаем об основных направлениях работы Союза. Задачах ответственных и неотложных. Четыре из них представляются “самыми-самыми”. Какие именно?
- Решение вопроса о статусе бывших малолетних узников фашистских концлагерей, которых надлежит приравнять к участникам, а в ряде случаев — к инвалидам Великой Отечественной войны, что, учитывая принадлежность детей к семьям партизан, семьям патриотов, явится актом не только социальной, но и исторической справедливости. Ведь за колючей проволокой Освенцима, Майданека, Саласпилса они, дети, оказались только потому, что их отцы, матери, братья, сестры, жертвуя собой и своими близкими, сражались с врагом, приближали светлый час Победы.
- Еще более широкое и активное развертывание по всей стране поиска бывших малолетних узников фашистских концлагерей — людей больных, в ряде случаев одиноких, нуждающихся в нашей помощи, в нашей опеке. Иные по состоянию здоровья уже не работники, а по возрасту — еще не пенсионеры. Не имеют семей, родных, близких. Социальная защищенность их скорее символическая, чем реально ощутимая. Иные, не в силах решить своих проблем, разуверились в идеалах добра, справедливости, впадают в отчаяние, спиваются. Смертность среди бывших малолетних узников гораздо выше, чем среди большинства их сверстников не узников. Союз, о создании которого идет речь, станет для многих опорой, надеждой, защитой в жизни.
- Глубокое изучение масштабов и обстоятельств похищения гитлеровцами советских детей и попыток использования их в интересах рейха в качестве работников, слуг, солдат, в качестве “биологического материала”. Мы остаемся единственной в Европе страной, где указанные проблемы не только надлежащим образом не исследованы, но даже не поставлены. В отличие, например, от Польши, Югославии, Голландии, Франции, Дании, Греции нами до сих пор не предъявлен счет нацизму в отношении вывезенных в рейх советских детей. Мы до сих пор не знаем, сколько похищенных юных граждан СССР возвратилось на Родину, а сколько погибло или осталось за ее пределами.
- Использование потенциала идейности, стойкости, самоотверженности, каким обладают люди, прошедшие все круги нацистского ада, для воспитания подрастающих поколений в духе верности и преданности Отечеству, для упрочения мира на земле. Здесь огромные и в чем-то неограниченные возможности для умной, яркой, эмоционально насыщенной разъяснительной, информационной работы, организации разного рода, встреч, выступлений, поездок, расширения интернациональных/ связей, развития международных обменов.
Заканчивая, еще раз хочу поблагодарить Вас за внимание к бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей, за предложение создать в рамках Фонда их Союз”.
Письмо-обращение В.В.Литвинова к А. А. Лиханову появилось в № 7 еженедельника “Семья” (17 февраля 1988 г.). А перед этим автора попросили срочно приехать в Советский детский фонд.