ОН К ЗВЁЗДАМ УЛЕТЕЛ НЕ ПЕПЛОМ…
Среди сообщества бывших несовершеннолетних узников нацизма вряд ли найдешь человека, которому незнакомо имя Михаила Синькевича. Но знают его и в других ипостасях: в технической и гуманитарной одновременно. Такой вот выпала ему карта по жизни. Впрочем, эту карту он чертил сам…
В минувшие полгода, вплоть до последнего дня, Михаил Ефимович работал над историческим проектом «ПОЛЕСЬЕ: трагедия и память. Скорбная хроника концлагеря «Озаричи» и гуманистическая миссия Красной Армии». В него вошли ставшие недавно доступными архивные материалы – белорусские, российские, германские, воспоминания узников, с которыми встречался и беседовал автор, воспоминания его родных и близких, брошенных оккупантами в концлагерь «Озаричи» вместе с маленьким Мишей. Пережитое в раннем детстве (ему тогда и четырех лет не было) на всю жизнь оставило глубокую рану в его душе и сердце, заставив позднее взяться перо и работу в архивах.
На это ветерана подвигли и встречи с молодежью. К сожалению, он с горечью сделал вывод: многие зачастую и не знают о том, что война и победа в ней – это не только героизм и мужество солдат и офицеров Красной Армии, партизан и подпольщиков. Это и трагедия плена, страдания и жертвы мирного населения на временно оккупированных территориях, судьбы невинных жертв войны и память о них. Преступления германского вермахта и из пособников, совершенные им в концлагерях, тюрьмах и гетто, свидетельствуют: попрание международного права, жестокость, бесчеловечность были нормой для нацистских «сверхчеловеков». Огромное количество наших соотечественников было зверски уничтожено в фашистских концлагерях за пределами нашей страны и в республиках, областях, подпавших под оккупацию. Многое забылось или замалчивалось, а многое становится сегодня предметом политических спекуляций и исторических фальсификаций. Эти тезисы Михаил Ефимович стремился донести до сознания людей, перед которыми ему приходилось выступать в стране и за рубежом. Подробно данная проблематика отражена в его исторических публикациях.
По роду своей непосредственной научно-практической деятельности Синькевич был близок к звездам. И в прямом, и в переносном смысле. Приведем хотя бы краткие выдержки из его биографии. Два высших образования, ученая степень кандидата технических наук. Действительный член Академии военных наук, заслуженный работник геодезии и картографии РФ, почетный изобретатель Европы. Он автор 158 научных трудов. За достижения в области изобретательства М. Е. Синькевичу присвоено почетное звание «Лучший изобретатель геодезии и картографии». Большой интерес вызвали его монография «Микрофильмирование карт и чертежей» и другие научно-технические исследования.
От выпускника сельской школы в белорусском Полесье до главного специалиста научно-исследовательского института точных приборов – таков вкратце его путь между двумя жизненными реперными точками.
А как же звезды? С картами НИИ, где полковник в отставке Синькевич много лет трудился после увольнения в запас, работали и работают космонавты. И не только они. На этих картах, образно говоря, виден весь мир. И то, что происходит сегодня в Сирии. Одно из его научных и практических направлений была работа над картами с использованием методов дистанционного зондирования Земли.
А оттуда, из космоса, наша планета, ее судьбы, ее история, воспринимались героем нашего повествования по-иному. Она наводила на размышления, философский стержень которых – тревоги за судьбы мира. Спустя три четверти века после победы над нацизмом его новоявленные последователи открыто поднимают голову, не в последнюю очередь в соседних странах.
Эту тревогу Михаил Ефимович выразил в своих исторических книгах, многочисленных статьях, выступлениях на международных конференциях, посвященным осмыслению итогов и уроков войны. Рассказывал о трагедии мирного населения на занятых врагом территориях, А самыми беззащитными тогда были дети. Он – один их них.
Много сил и энергии Михаил Ефимович отдавал работе в Московской городской организации бывших несовершеннолетних узников фашизма. Он один из разработчиков медали «Непокоренные», ее патентообладатель.
И вот его не стало. Не стало, когда он перешагнул на своей жизненной карте отметку с цифрой 81.
От нас он к звездам улетел не пеплом…
Но он будет с нами. Со всеми, кто его знал.