ОБРЕЧЕННЫЕ ПОБЕДИЛИ СМЕРТЬ
Печальная весть пришла из Израиля.
Не стало Сергея Сушона — заместителя председателя Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто», бывшего узника гетто Ахмечетка, Доманевка Одесской области.
Мы познакомились в Южно-Сахалинске в апреле 2009 года, в дни, когда проходила международная конференция «Вторая мировая война глазами детей — бывших узников фашистских концлагерей». В перерывах между пленарными заседаниями состоялись наши беседы. Мы разделяли тревогу в связи с тем, что, несмотря на значительный вклад Советского Союза в разгром гитлеровской Германии, в ряде стран предпринимаются попытки извратить правду о войне. А именно, о преступлениях нацистов на оккупированной территории и сокрытии правды о стойкости, сопротивлении и борьбы непокоренного народа с озверевшими варварами, причинившими столько горя и страданий народам Европы и, в том числе, ни в чем не повинным гражданам еврейской национальности.
Как и многие наши сверстники — последние свидетели трагических событий страшной войны — мы уже тогда, в 2009 году были серьезно озабочены возрождением неонацизма в мире, политики натравливания и вражды между народами на национальной и религиозной основе. В своих выступлениях мы обосновывали необходимость принятия необходимых мер для предотвращения повторения трагедии народов, участвовавших и уцелевших в огне Второй мировой войны.
В фонотеке «Судьбы» сохранилась запись выступления Сергея Петровича Сушона, которая сегодня имеет исключительную актуальность.
Предвоенные годы. Одесса. В советской школе и в семье были заложены важные качества становления личности молодых людей: патриотизм, честность, уважение к старшим, интернационализм, дружба народов, чувство гордости за Родину, вера в непобедимость Красной Армии.
Бомбардировки Одессы. Героическая оборона города, участие школьников.
Аресты, расстрелы, виселицы, облавы, нацистские приказы. Изоляция лиц еврейской национальности. В воинских складах сожжено живьем 25 тысяч евреев, в основном женщин, детей, стариков. Мужчин, оставшихся в Одессе, евреев-инвалидов, не годных для военной службы, оккупанты в первые дни организованно, в колоннах отправили в село Дальник и расстреляли всех до единого.
Январь 1942 г. Приказ румынских властей об организованном выселении всех евреев из города Одессы и отправка их на поселение в сельскую местность на территорию между реками Днестром и Бугом (т.н. «Транснистрия»). В лютые морозы середины января 1942 г. десятки тысяч еврейских женщин с детьми, стариков, инвалидов оставили свои квартиры и с котомками за плечами, на санках, с детскими колясками потянулись на Слободку в пригород Одессы, заранее огороженный колючей проволокой, с постовыми вышками, на которых были установлены пулеметы. Все улицы в направлении Слободки были усеяны трупами, которые грызли собаки…
Многие люди кончали жизнь самоубийством. Две пожилые женщины в нашем доме по Театральному переулку № 8 выбросились с четвертого этажа. Моя учительница музыки Софья Ильинична Черновина выбросилась из окна четвертого этажа дома № 66 по ул. Островидова. Все ее родственники (18 человек) были заживо сожжены. В этом же огне сгорела моя тетя Ида с двумя детьми шести и трех лет. Вторую тетю — студентку 3 курса университета, как нарушившую приказ румын, дворник стащил за ноги по винтовой лестнице с пятого этажа. Она билась головой о ступени и внизу была уже мертва. Ее мать сошла с ума…
Трупы погибших с улиц вывозили на подводах за город, сваливали в ямы и рвы, из-за сильных морозов не засыпали. Жители Одессы находились в глубокой прострации, попытки спрятать обезумевших евреев оканчивались неудачей. Согласно приказу властей за это грозила тюрьма и расстрел. Участились доносы в полицию и жандармерию на скрывавших евреев.
Издаваемые оккупантами газеты, плакаты, радио сообщали об успешном наступлении немецких войск на Москву, о бегстве Советского правительства в Куйбышев и т.д. Чувство горечи и обиды испытывали мы, верившие в силу и мощь Красной Армии, убежденные, что в случае нападения мы будем бить врага на его территории… К сожалению, все складывалось иначе…
Несмотря на горечь от понесенных людских потерь в период обороны Одессы и разрушения бесчисленных объектов и жилых зданий, в городе начались серьезные акты сопротивления оккупантам. В центре города подпольщиками было взорвано здание штаба, где погибло более 40 высших чинов немецкого и румынского командования. Активизировались партизанские вылазки из катакомб…
Запланированная на январь 1942 г. акция отправки евреев из Одессы по железной дороге задержалась по ряду причин: нехватка вагонов, несогласованность выбора мест массовых расстрелов, эпидемия сыпного тифа, боязнь переноса ее на армию и местное население…
Несмотря на распространяемые слухи о том, что вывезенных на поселение евреев румыны и полицаи расстреливают, никто не мог в это поверить. Многие евреи даже с возмущением оспаривали это, считая, что немцы — культурный народ, и такого просто не может быть.
Этап из 500 человек, в котором были я с мамой, братом и бабушкой, после высадки из железнодорожных вагонов в райцентре на станции Березовка, погнали через село Мостовое. Крестьяне, стоявшие по обе стороны дороги, уговаривали несчастных, замученных людей отдать им свои вещи, они также срывали с нас шапки, кофты, платки. Они убеждали нас, что за бугром, за горкой всех нас расстреляют, и эти вещи нам не будут нужны. И, несмотря на это, мы не верили, что такое возможно. Хотя конвоиры по дороге насиловали женщин и девушек, избивали отстающих, в том числе и мою бабушку. Наш этап, к счастью, не был расстрелян. А предыдущий этап, свыше 500 человек был полностью уничтожен.
Территория Транснистрии стала огромным кладбищем, где расстреляно и замучено более трехсот тысяч евреев, многие из которых вообще не понимали, не сознавали и не ощущали себя принадлежащими к какому-то другому виду людей…
Но германские и румынские нацисты выполняли приказ. Уничтожение евреев являлось идеологическим оружием, с помощью которого без усилий можно было привлечь к соучастию в преступлении многих любителей легкой наживы из местного населения.
С приближением фронта немало людей, сотрудничавших с оккупантами, вместе с ними удрали на запад. Другие были осуждены на разные сроки лишения свободы. Мы располагаем множеством фактов, объясняющих неприглядное поведение наших сограждан в период временной оккупации Одессы.
Вместе с тем, много евреев было спасено благодаря помощи местного населения: украинцев и русских, которые, рискуя своей жизнью и жизнью своих близких, скрывали запуганных и несчастных людей, передавали им пищу и медикаменты. Мы с мамой и братом выжили только благодаря бескорыстной помощи украинцев Ивана Илларионовича Галеты и его дочери Лидии, которые признаны праведниками народов Мира. Их имена, как и имена более 22-х тысяч таких же благородных людей, многие из которых верующие христиане, увековечены в Яд Вашеме, всемирно известном мемориальном музее в Иерусалиме. В книге Леонида Сушона, моего покойного брата, «Транснистрия: евреи в аду» приведены десятки фамилий одесситов, спасавших невинных людей, обреченных на верную смерть.
Одним из самых страшных периодов нашего пребывания в изгнании в Транснистрии было гетто Ахмечетка. Здесь, в помещении свинарника, в клетках, предназначенных для свиноматок с поросятами, на гнилой соломе размещалось восемь человек. На территории лагеря не было колодца. За водой, находившейся на расстоянии более километра, конвоиры выпускали по десять человек. На подводе один раз в день привозили в лагерь смерти в грязной бочке протухшую просяную муку и выдавали каждому узнику по кружке. Голодные люди нередко съедали эту муку в сыром виде. Ежедневно из бараков выносили мертвых, а полуживых переносили в барак для тяжелобольных, немощных и умирающих. Здесь живые завидовали мертвым. От голода, завшивленности, запаха свиной мочи, плача и стонов несчастные люди, несмотря на безысходность своего положения, продолжали верить в чудо освобождения, в мечту о разгроме мучителей — оккупантов, в Победу Советского Союза в этой страшной войне.
И чудо свершилось. Ценой огромных потерь, с боями, Советская Армия гнала оккупантов к западным границам. Весной 1944 года были освобождены места, где уцелела горстка больных, голодных, изможденных людей. Многие из них вместе с войсками въезжали в свои освобожденные города и селения…
На территории СССР, оккупированной немцами и их сателлитами, было расстреляно, уничтожено и замучено в концлагерях и гетто более 2 600 000 лиц еврейской национальности. Только 5 — 6 процентов избежало гибели, смогли проявить нечеловеческие усилия — победить смерть и возвратиться в свои родные места.
С тех пор прошло 65 лет, но пережившие те страшные годы до сих пор по ночам просыпаются в холодном поту от ужасных снов… Мы не можем забыть, мы не можем и не думаем прощать тех, кто выдумал человеконенавистническую расовую теорию, которая привела к гибели многих миллионов людей…
Главы многих государств официально принесли извинения перед еврейским народом за соучастие своих граждан в преступлениях нацистов. Я слышал выступления Председателя Верховного Совета Украины Леонида Кравчука в 1991 году и Президента Украины Ющенко в 2006 г. на митингах в Киеве в связи с 50-летием и 65-летием трагедии в Бабьем Яру, где фашисты расстреляли несколько десятков тысяч евреев; выступление Президента Белоруссии Александра Лукашенко в 2008 г. в Минске на митинге в память 65-летия ликвидации Минского гетто, где было уничтожено 100 тысяч человек. Слышал выступления Канцлера Германии Ангелы Меркель в Парламенте государства Израиль в Иерусалиме. Она говорила о покаянии немцев за участие гитлеровцев в акциях по уничтожению евреев. Она говорила о компенсациях, которые не могут возместить гибель 6-ти миллионов мирных граждан, горя и страданий уцелевших в Катастрофе и позор, который навлекли нацисты на немецкий народ.
Я могу с уверенностью утверждать, что человечество не сделало главных выводов из итогов Второй мировой войны, в которой погибло много миллионов мирных граждан. Продолжается натравливание народов по национальным, религиозным, расовым и другим признакам. Факты последних десятилетий, когда на глазах всего мира происходила резня в армяно-азербайджанском конфликте, а также в Косове, в Средней Азии, в странах Африки. Все это свидетельствует о том, что Организация Объединенных Наций не в состоянии предотвратить кровопролитие и принимать своевременные меры для ликвидации причин возникновения вражды между нациями и народами.
Геноцид и Холокост должны быть искоренены.
Мы, последние свидетели Второй мировой войны, испытавшие на себе горе и страдания от потери родных, издевательства, голод, болезни, не можем молчать, мы обязаны предупредить здравомыслящих политических деятелей о необходимости принятия энергичных мер, чтобы на новых витках истории пережитая нами трагедия не повторилась.