НАШ НЮРНБЕРГ 27-30
Документ 27
В НАШЕМ районе 1500 бывших несовершеннолетних узников. Есть Совет. Собираем материал о зверствах фашистов и изменников Родины на территории района в годы войны. Ведь наш район в годы войны имел все основания (притом архивные) именоваться «гетто». В нашем районе впервые за всю историю Великой
Отечественной войны против мирного населения были применены отравляющие вещества, заложенные в гранаты. Установлено, что это оружие использовалось для уничтожения мирных жителей, в том числе и детей. Об этом есть кинолента, заснятая в период войны, оператором Н.И.Вейнеровичем. Собран материал о детях, погибших на территории Суземского района, а также о тех ребятах, которые были отправлены на самолетах на «большую землю» и не вернулись. А было их 189 человек.
Р.П. СИВАКОВА,
директор музея «Боевой славы», п. Суземка, Брянская область.
«Судьба» №62, 1999.
Мы ещё живы!
Документ 28
6 марта 1944 года рано утром наше село окружили немецкие солдаты и забрали всех мужчин и несовершеннолетних. Погрузили на машины и под конвоем отвезли в районный центр Черноморск. Оттуда переправили в Евпаторию, а оттуда — в Симферополь, в центральную тюрьму, где хозяйничали бывшие уголовники. Довелось побывать и в севастопольской тюрьме. Задержанных в ходе облав было много. Возили нас на поля, где не ступала нога солдата — на разминирование, на завод шампанских вин, на Херсонес. К счастью, никто не подорвался. Однажды нас построили и под конвоем полицаев и собак повели в бухту. Там стояли катера, в которые загрузили всех, кто содержался в тюрьмах. На палубе погрузились румыны. Это было числа 25 или 30 марта. Караван катеров шел пять суток, ни разу не кормили до самого города Констанция в Румынии. Покормили чечевицей с салом, потом погрузили в товарные вагоны с проволокой на окнах.
Везли нас 25 дней. Румыния, Словакия, Венгрия и Польша…Из вагонов ни разу не выпускали. В Кракове отобрали ослабших, остальных повели в баню. После бани погрузили в вагоны и повезли в Германию. В лагере, обнесенном колючей проволокой, – бараки. Сразу же отобрали малолеток. В их число попал и я. Мое плохое знание немецкого языка не позволило мне правильно прочитать название города. Я прочитал Штаргард, но такого названия на карте нет. Малолеток послали работать на ферму. Потом приехал бауэр и заплатил за меня 23 марки. Так я попал на остров Рюген, что на Балтийском море. Работал на известковом карьере, кровь из носа шла почти каждую смену. Нас освободила советская армия в апреле 1945 года. Меня сразу же взяли в армию. За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, кто был со мной в этом эшелоне. Быть может, кто-то ищет встречи или ждет письма. После войны все скрывали, что были в плену или в оккупации. Я прослужил в армии шесть лет без единого замечания. Село, откуда нас угоняли в Германию, снесли трактором, как нерентабельное. Мне уже 72 года. Теперь буду ждать весточки с того эшелона. Нам, малолеткам, было очень тяжело. Мой дальний брат заболел по дороге и был изолирован и погиб. В Кракове отдали только его вещи.
Николай Филиппович ГЕРАСИМЕНКО,
334310, Республика Крым,
г.Саки, Евпаторийское шоссе, 54 «а»; тел. 2-67-16.
«Судьба» №62, 1999.
Мы ещё живы!
Документ 29
Прочитала в газете, что немцы попросили у нас прощения и стали другими. Бог тоже проповедует прощать грехи врагам нашим. А как быть мне? Как простить немцев мне, потерявшей мать, отца, двух сестер и двух братьев. Разве могу забыть, как на моих глазах расстреливали и сжигали родных и
близких, ни в чём не повинных людей?
Разве я могу забыть, как однажды нас вывели на территорию тюрьмы и перед отправкой в Германию рассортировали на две группы. Мама попала в «старшую» группу, а я, девочка, – в «младшую». После этой рассортировки я уже никогда не видела матери. Я постоянно задаю себе вопрос: в чем и перед кем я виновата за свою горькую, одинокую судьбу?
Вера ТРОФИМЧИК, невольница Третьего Рейха. Рудная пристань,
д. 26, кв. 15 Дальнегорский район, Приморский край.
«Судьба» №69, 2000.
…И впредь никаких претензий?
Документ 30
Посылаю данные из архива г. Грёдитц (Германия). Их предоставил мне Эгон Фёрстер – житель Грёдитца, бывший военнопленный. Сейчас он пишет книгу о пребывании в России, о тех, кто был угнан в Германию.
А.В.ДОРОГОВА. Волгоград.
Письмо Эгона Фёрстера А.В. Дороговой
«В заводском архиве «Миттельдойче Штальверке Грёдитц» (Среднегерманский сталилитейный завод), входящем в концерн Фликк, я нашел письмо, в котором руководство завода жаловалось на то, что из Ленинградской области прислали на работу женщин с младенцами или детьми дошкольного возраста. В лагере были дети всех возрастных групп. С 14-летнего возраста они считались рабочей силой и обучались к работе. Другой отчет говорит о том, что одна «остарбайтерин «была назначена медсестрой для ежедневного ухода за детьми в лагере. До сих пор не удалось определить точное количество детей, живших в лагере. Но все дети, родившиеся в г. Грёдитц, были зарегистрированы в книгах записей о рождении, а все умершие — в книгах регистрации смерти. С 1943 по 1945 годы в лагерях стальзавода родилось 76 детей, в лагере целлюлозного завода – 11. У 23 родившихся в лагере Грёдитц родители состояли в браке. Из родившихся в лагере детей умер 41 ребенок уже на первом году жизни, из них в сталилитейном заводе – 39, на целлюлозном заводе – 2. Умерло 14 детей, родившихся в других лагерях (Ошатц, Гроссрашютц, Гроссенхайн и др.). Из родившихся еще у себя на родине и привезенных родителями с собой детей умерло 19, из них только 8 было старше одного года. Летом 1944 г. родилось особенно много детей, не доживших даже до одного месяца. Все роды принимались акушерками из Грёдитц и Нойвалд. Жители г. Грёдитц старались помогать несчастным, часто приносили в лагерь для матерей детское белье. Последние роды были зарегистрированы ЗАГСом г. Грёдитц 23 апреля 1945 года, а ЗАГСом г. Пульзен 7 апреля 1945 года. Вероятнее всего: из родившихся в г. Грёдитц 89 детей польских и советских остарбайтеров остались в живых 46.* Как они живут сегодня? До сих пор получены сведения только от одной из них – г-же Дороговой из Волгограда. Но ей было уже 10 лет, когда в 1943 году она была вывезена на принудительный труд вместе с родителями. Умершие в г. Грёдитц 74 ребенка захоронены, в основном, на кладбище в г. Фрайэнхайн, некоторые – на кладбище в г. Реппиз и на одном из кладбищ около свалки. Нам никогда нельзя забыть эту темную главу в немецкой истории. Дети Грёдитца были и остались жертвами фашистского режима.
*Вот несколько имен и данных на тех 46 детей, которые родились в г. Гредитц и остались в живых (запись по регистрационным книгам):
Анна Ребалко из Чернигова родила 20.07.1943 г. дочь Людмилу;
Нина Шкачова из Новочеркасска родила 06.09.1943 г. дочь Люсю;
Едосива Хлоршов из Юрасавы родила 08.10.1943 г. дочь Валли;
Екатерина Маникова из Бееркова родила 29.11.1943 г. сына Тетер;
Параскева Ватаманюк из Беловероска родила 26.01.1944 г. сына Ивана;
Христина Пеломарчук из Дурова родила 20.02.1944 г. сына Николая.
Известно также, что эшелоны с людьми из Советского Союза приходили в основном из Ленинградской и Волгоградской областей и из Украины. В 1943 г. эшелоном из Днепропетровска прибыла в г. Грёдитц врач Евгения Гетчинова с сыновьями 1929 и 1933 года рождения. Оба остались в живых.
Эгон ФЁРСТЕР Моцарталлее,
8 01609 – Грёдитц, ФРГ.
«Судьба» №69, 2000.
Впредь без претензий?