Наш Нюрнберг
Заявление Общероссийской общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей» 1 мая 2020 года
Бывшие узники финских концентрационных лагерей В.В.Мошникова,
Г.М. Чапурина, Т.В. Кардаш и Л.П. Макеева обратились в следственный Комитет России с просьбой провести расследование фактов преступлений командиров финских оккупационных войск и их пособников и привлечь их к ответственности за совершение преступления.
Заявление на имя А.И. Бастрыкина вызвано материалами регионального управления Федеральной службы безопасности (ФСБ), обнародованными буквально на днях в Петрозаводске.
«Имен и званий финских солдат и их начальников, проявивших зверства в отношении мирного населения в концлагерях Карелии, сейчас назвать сложно. В лагерях поощрялись издевательства над женщинами и детьми. Но насколько известно, руководители оккупационного режима не были привлечены к ответственности за свои преступления против мирного населения Республики Карелия» — пишут заявители в своём документе.
И вот, буквально на днях, финская газета Ilta-Sanomat («Вечерние известия»), вторая крупнейшая в стране по тиражу, публикует статью, в которой, по сути, оправдывается создание финскими оккупантами концлагерей в Карелии. Автор публикации Паси Яакконен считает, что действия финских оккупационных властей якобы «все же сильно отличались» от немецких. «Дело в том, что из 83 тысяч жителей Восточной Карелии больше половины, то есть 41 тыс. человек, имели финские корни», — пишет автор, заявляя, что к ним относились лучше, чем к русским, жившим на этой же территории.
Как же было на самом деле? Осенью 1941 года город Петрозаводск и все прилегающие к нему села были захвачены финскими фашистами, выступавшими на стороне Гитлера. Финские оккупанты, устанавливали свои новые порядки для мирного населения, разделяя его по национальному признаку и подвергая насилию и истреблению. Условия содержания в каждом финском лагере для мирных граждан были нечеловеческие, заключенных морили голодом, никто людей не лечил, везде был холод, не предоставляли одежду. Всех заключенных старше 14 лет заставляли работать на каторжных работах. За отказ или неспособность выносить нечеловечески тяжелый труд финские солдаты или стреляли в заключенных, или забивали их до смерти, на глазах у других узников.
Как утверждает Яакконен, «целью создания лагерей для интернированных лиц не могло быть уничтожение людей». «Лагеря создавались из страха, что русское население может начать партизанскую деятельность и диверсии».
По логике автора европейского издания выходит так: «Мы пришли вас грабить и убивать. Вы только не сопротивляйтесь!». Разве это не постыдное оправдание политики финских оккупантов?
Правда такова: в концлагерях (их к в Карелии было 17), созданных в Петрозаводске, в Медвежьегорском, Олонецком, Пряжинском, Кондопожском и других районах, от голода, болезней, избиений умирали тысячи мирных граждан, в т. ч. женщин, детей, стариков. Только в Песках замучено около 7 тысяч заключённых. Подвергались издевательствам, депортации, включая перемещение в условиях, приводящих к неминуемой смерти дети. Систематически и целенаправленно уничтожались дети бойцов и командиров Красной Армии, партизан и подпольщиков, участников сопротивления. По малолетству они не держали в руках оружия, не могли оказывать оккупантам серьёзного сопротивления. Но именно они преследовались с особой жестокостью
Невероятные факты установил Международный союз бывших малолетних узников фашизма (МСБМУ), созданный 22 июня 1988 г. и зарегистрированный на Украине в 1992 году. Союз объединяет узников-жертв нацизма независимых государств, возникших на постсоветском пространстве. Оказывается, что в годы Второй мировой войны фашисты и их пособники уничтожили около 5 миллионов детей и подростков. Из десяти несовершеннолетних граждан России, пленённых гитлеровцами, в живых остался только один. После жертв Холокоста (6 миллионов евреев) и военнопленных (по последним данным историков – 4,5 миллиона) советские дети – самая многочисленная категория граждан, погибших в гитлеровских концлагерях. Создававшийся веками генофонд нашей страны захватчики выжигали огнём и высекали мечом, что называется, под корень.
Мы, граждане России, бывшие малолетние узники фашистских концлагерей, ещё живые последние участники Великой Отечественной войны и её свидетели, решительно и убеждённо выступаем за правду времён Великой Отечественной войны, за сохранение памяти о героях, которые сокрушили фашизм, восстанавливаем события былых страданий и «белые пятна» своей горькой, но гордой судьбы.
Немало сообщений о преступлениях оккупантов против мирного населения и детей, опубликовано в нашей газете «Судьба». На её страницах под рубрикой «Наш Нюрнберг» подробно рассказывается о геноциде детей оккупированных территорий, проводимом вооружёнными формированиями «третьего рейха» и их приспешниками. Полагаем, что опубликованные в «Судьбе» факты достойны внимания правозащитников и силовых ведомств и могут быть приобщены к расследованию уголовных дел. Но то, о чём сообщают рассекреченные новые свидетельства и материалы, вызывает в обществе шок.
Массовое убийство воспитанников Ейского детского дома, когда в оккупированном Краснодарском крае жертвами жестокой расправы стали 214 детей в возрасте от шести до 16 лет. Удушение детей под землёй в Керченских катакомбах (свидетельство уцелевшего малолетнего узника подземелья В.М.Кравца). Расстрел мирных жителей деревни Хацунь, что на Брянщине (среди расстрелянных было шестьдесят детей в возрасте до 10 лет). Угон в Германию более пятидесяти тысяч женщин с детьми из соседних Дятьковского и Людиновского районов Брянской и Калужской областей. До сих пор остаются покрытыми тайной преступления нацистов в Детских бараках «Саласпилса», лагеря в Верде (Документ НИ-2916 № Обвинения 1549), при осуществлении иезуистской программы онемечивания славянских детей. В ряду Страшных военных преступлений находятся и зверства финских фашистов против мирных советских граждан, большинство из которых дети.
Это невозможно забыть! Об этом невозможно молчать!
Возбуждение горькой памяти о геноциде гражданского населения, работа по рассекречиванию документов и материалов о массовых убийствах советских детей, издевательствах над ними, принуждении к голоду и бесчеловечным медицинским экспериментам сегодня не всем по нраву. Почему? Ответ, на наш взгляд, очень простой.
В той же Финляндии, как и в других странах, подданные которых в годы оккупации участвовали в карательных операциях против местного населения, в том числе и против детей, многие опасаются: «А не последует ли за разоблачением преступных деяний оккупантов требования пострадавших о выплатах соответствующих репараций. Ведь бывшие узники ещё живы!»? В самом деле, при определённых условиях (при юридическом сопровождении отечественных правозащитников, а ещё лучше, при согласованной поддержке жертв парламентариями и правительством Российской Федерации) граждане России, которые будучи детьми и подростками особо пострадали от преследований фашистов в годы оккупации, будут готовы предъявить материальные претензии к ФРГ и другим странам, сотрудничавшим с нацистами.
Наша живая память, наша совесть побуждают вспомнить всё! Как не тяжко ворошить прошлое, мы вновь и вновь восстанавливаем жуткие картины своего военного детства. Мы пишем воспоминания, собираем свидетельства, документы, кино- и фотоматериалы, создаём архивы и памятники, сайты, фильмы и книги, встречаемся со школьниками и студентами, наконец, издаём свою газету «Судьба», которая вот уже 27 лет постоянно напоминает о жертвах Холокоста, о геноциде мирных жителей на оккупированных фашистами территориях, о массовых истреблениях детского населения народов СССР, в основном украинцев, белорусов, русских.
В далёком 1946 году, вскоре после разгрома фашистской Германии, Международный суд в Нюрнберге провозгласил: «Нацистские преступления не имеют срока давности».
Бессрочны во времени и преступления против детей. Наш Нюрнберг продолжается!
Председатель РСБНУ:
Л.К. Синегрибов (Улан-Удэ)
Члены Совета, избранные VI отчётно-выборной конференцией ООО «РСБНУФК»
(16 июня, Санкт-Петербург):
Г.Л. Карасёва (Санкт-Петербург),
З.П. Лашук (Москва),
М.Е. Быстрова (Московская обл.),
Р.П. Кузина (Псков),
З.К. Кумерданк (Смоленск),
В.Ф. Мажаров (Красноярск),
В.Г. Маськова (Новосибирск),
Н.А. Махутов (Москва),
К.А. Нюппиева (Петрозаводск),
А.В. Родина (Саратов),
В.В. Рябцева (Екатеринбург),
В.Н. Филатова (Калуга),
И.П. Харламова (Московская обл.),
А.И. Дубенко (Московская обл.),
Р.Е. Ушакова (Рязань).
Руководители местных объединений БМУ:
Н.Ф. Белоусова (Московская обл.),
В.А. Кретов (Людиново Калужской обл.),
В.П. Сарапу (Тюмень),
Н.Я. Бибик,
С.В. Кураева (Краснодарский край),
А.И. Лучинина (Барнаул),
В.В. Николаева (Калужской обл.),
Л.И. Панькова (Ленинградской обл.),
Г.А. Сажина,
Л. Сидорина (Волгоград),
В.И. Туников (Муром Владимирской обл.),
А.Ф. Шураев (Кемерово),
И.С. Юдин (Дубна Московской обл.),
Л.Н. Петров (Воронеж),
В. Анохин (Химки Московской обл.),
Л.С. Дерябина (Пермь),
Н.П. Мартьянова (Ульяновск),
В.П. Шарко (Киров),
Л.С. Логинчева (Омск),
М.Ф. Дудина (Березняки Пермского края),
А.П. Гурина, П.К. Осипова,
Л.Е. Писаренко, А.И. Зубова,
Л.Д. Маслова, М.Г. Янковская,
Л.А. Муравлева (Красноярский край).
Пресс-служба РСБНУ:
А.А. Урбан (Москва),
В.А. Поздняков (Московская обл.),
В.Т. Рощупкин (Москва),
Л.К. Крюкова (Москва),
В.И. Наумов (Москва),
А.Е. Чекурова (Карачев Брянской обл.),
М.Д. Юферева (Киров),
В.Т. Кузнецова (Кузнецк,
Пензенская область).
Члены Центрального совета МСБМУ:
А.З. Аветисян (Москва),
И.И. Мартынов (Могилёв),
Т.Е. Поято (Тирасполь),
Л.В. Пунинская (Минск),
Н.Г. Подлесная (Смоленск),
Т.М. Фролова (Москва).
СПРАВКА
В России проживает 97000 бывших несовершеннолетних узников фашизма.
ОТ ИМЕНИ ЗАМУЧЕННЫХ, ОТ ИМЕНИ ЖИВЫХ
Заявление РСБНУ озвучено газетой «Судьба» – изданием Международного союза бывших малолетних узников фашизма.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ РСБНУ. Главному редактору газеты «Судьба»
Уважаемый Леонид Кириллович!
Прочитал от корки до корки первый номер «Судьбы» 2020 года.
Грустно, больно, обидно. Однако, еще не вечер. Считаю необходимой встречу руководителей МСБНУ и активистов РСБНУ с Президентом РФ Путиным В.В. для обсуждения темы о внесении категории граждан «Бывший несовершеннолетний узник фашизма» в Закон «О ветеранах» в статусе участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Сделайте шаг, подобный смелости и мужеству Литвинова В.В. Помнится, как в июне 1991 года наш лидер дошёл до приёмной в кремлевской приемной Президента СССР Горбачева М.С. К сожалению, Литвинов не достиг тогда поставленной цели, помощник президента не допустил нас к Горбачёву. Да и сам Горбачёв оказался так и неопределившимся по отношению к детям-узникам. Но пример нашего верного соратника, могучего и незабываемого Литвинова В.В. зовёт нас сегодня на предварительно подготовленную встречу с Президентом Российской Федерации Путиным В.В. Ведь мы ещё живы!
Теперь, после встречи с нашим Президентом, надеюсь, мы ощутим награду за наши хлопоты, за сотни безнадежно исписанных страниц многолетней «Судьбы» о горьких судьбах БМУ и увидим свое долгожданное место в Законе «О ветеранах».
Дмитрий Емельянович Затеруха,
Узник тюрьмы Аурих и концлагеря Вильгельсхафен в Германии (1943-1945гг.)
Ставрополь, ул. Ленина, 328/5, кв. 20
Февраль — март 2020 г.