Как всегда: «Нет денег»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона № 339367-6

«О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральный закон  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

(о введении нового критерия установления категорий ветеранов, а также об отнесении  бывших несовершеннолетних узников фашизма к ветеранам Великой Отечественной войны с предоставлением права на одновременное получение двух пенсий) внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга

Рассмотрев проект федерального закона № 339367-6  «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов с учетом поступивших отзывов, замечаний и предложений отмечает следующее.

Законопроектом вносятся изменения в статьи 1, 2, 15, 231 и 232 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие введение нового критерия установления категорий ветеранов, отнесение бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны (далее бывшие несовершеннолетние узники фашизма), к ветеранам Великой Отечественной войны, а также предоставление мер социальной поддержки, установленных для участников Великой Отечественной войны (включая обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и предоставление права на ежемесячную денежную выплату).

Законопроектом также вносятся изменения в статьи 3, 4, 9, 16, 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в части предоставления бывшим несовершеннолетним узникам фашизма права на одновременное получение двух пенсий (страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению).

Необходимо отметить, что введение законопроектом нового критерия установления категорий ветеранов на основании учета тяжести причиненного военными действиями в период Великой Отечественной войны физического и морального ущерба, изменяет концепцию Федерального закона «О ветеранах», в соответствии с которой статус ветерана устанавливается с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда. Статус ветеран Великой Отечественной войны  установлен  лицам, принимавшим участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, проходившим службу или проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны.

Предлагаемый законопроектом критерий отнесения граждан к категории ветеранов с «учетом тяжести причиненного физического и морального ущерба» приведет к созданию правовых оснований для отнесения к числу ветеранов неопределенного круга лиц, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, а также к неоднозначному его толкованию и исполнению, поскольку будет затруднительно определить степень тяжести и ущерба, кто будет их определять, на основании каких документов граждане смогут реализовать свое право в случае принятия данного законопроекта.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в ряде решений оценивал в качестве не соответствующей конституционным требованиям ситуации, когда неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного его истолкования и, следовательно, произвольного применения, что вопреки принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю  требование  недвусмысленности  правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования, приводит к противоречивой правоприменительной практике.

Предлагаемый законопроектом критерий установления категорий ветеранов не соответствует указанным требованиям.

Кроме того изменение концепции Федерального закона «О ветеранах» создаст правовые основания для отнесения к ветеранам Великой Отечественной войны не только граждан, имеющих статус  бывших   несовершеннолетних узников фашизма, но иных категорий граждан, пострадавших в годы Великой Отечественной войны.

Так, действующим законодательством определены критерии установления гражданам статуса бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны.

К ним относятся лица в возрасте до 18 лет, которые содержались или родились в концлагерях, гетто, тюрьмах, лагерях (трудовых, пересыльных, фильтрационных и других); специализированных медицинских учреждениях, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах; других местах, специально созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны с целью принудительного содержания в них людей, аналогичных по тяжести условий содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы.

При этом к местам принудительного содержания не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированные территории бывшего СССР.

Согласно предлагаемому законопроектом критерию отнесения граждан к  ветеранам,  указанная  выше категория  граждан, не  имеющая  в   настоящее время статуса бывших несовершеннолетних узников фашизма, может быть отнесена к ветеранам Великой Отечественной войны.

Обращаем внимание, что в настоящее время в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации бывшие несовершеннолетние узники фашизма приравнены к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны по предоставляемым мерам социальной поддержки, включая размер ежемесячной денежной выплаты.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий несовершеннолетним узникам фашизма предоставлено право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, за исключением приоритетного обеспечения жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Данная категория граждан жилыми помещениями обеспечивается в порядке очередности.

Необходимо также отметить, что законопроектом вносятся изменения, которыми бывшим несовершеннолетним узникам фашизма устанавливается статус ветерана Великой Отечественной войны, однако меры социальной поддержки устанавливаются как для участников Великой Отечественной войны.

При этом в нем не содержится норм  о предоставлении бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, имеющим инвалидность, права на меры социальной поддержки, установленные инвалидам войны. В настоящее время данной категории граждан данное право предоставлено, в связи с чем, в предложенной редакции законопроект ухудшает их положение.

Предлагаемое законопроектом уравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по пенсионному обеспечению с инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны, имеющими инвалидность, может быть воспринято социально несправедливым со стороны участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, не входивших в состав действующей армии («последний военный призыв»), а также ветеранов Великой Отечественной войны из числа лиц, трудившихся в тылу в годы войны («тружениками тыла»), которые не имеют мер социальной поддержки, предоставляемых бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, и не имеют права на одновременное получение двух пенсий.

Безусловно, вопросы реабилитации бывших несовершеннолетних узников фашизма и обеспечение им правовой, а также моральной поддержки,  на  решение которых, как указывают авторы законопроекта, он направлен, заслуживают внимания. Вместе с тем  представляется, что они должны быть урегулированы отдельным нормативным правовым актом, поскольку данная категория граждан, относится к пострадавшим в результате военных действий в период Великой Отечественной войны, а не к принимавшим участия в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий.

Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.

Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.

Председатель  Комитета Государственной Думы

по труду, социальной политике и делам ветеранов

О.Ю.Баталина

Другие статьи по теме

В рамках проекта «Живая память военного поколения», реализуемого ВЕОЦ при поддержке немецкого государственного фонда » Память, ответственность и будущее», 20 октября 2015 года актовый зал Синагоги собрал на встречу представителей…

Читать далее...

Ветераны забытых войн

5 марта 2020 г.Аносова Ольга,корреспондент газета»Регион-03+» и Цыбиков Очир Цыбикович,заместитель председателя Совета ветеранов Корейской войны 1950-1953 гг. побывали в с.Леоновка Кижингинского района Бурятии у вдовы участника Корейской войны Заиграева Алексея…

Читать далее...

Узники и дети Сталинграда — день семьи

28.07.2016г. В Волгоградском еврейском общинном центре очередная плановая встреча участников проекта «Живая память военного поколения. Помощь лицам, пострадавшим от национал-социализма, проживающим в Волгограде» в рамках программы «Место встречи диалог» немецкого государственного фонда «Память, ответственность и будущее» была посвящена празднуемому в этом месяце «Дню семьи» .

Читать далее...

Свеча памяти

Неугасимый памяти огонь

11 апреля в Международный День освобождения узников фашистских концлагерей ежегодно всё прогрессивное человечество чтит память тех, кого убили, задушили газом, замучили в казематах и сожгли в печах крематориев. За годы…

Читать далее...
Языки