Из почты этих дней
Сборник писем
Вспомните Анну!
Уважаемые сотрудники газеты «Судьба»! Я ищу своих товарищей. Сообщаю: концлагерь Шваидорф, алюминиевый завод, Аржницкая Анна была с 24.671943 по 28-4.1945 годы. Прошу откликнуться, может кто-то вспомнит меня.
Мой адрес: Узбекистан, 700012, г.Ташкент,
м.Сергели — 1, д. 32. кв. 60.
МЕРИМЕРЕНКО А.И.
Тайна Заксенхаузена
Уважаемая редакция! К вам обращается штаб «Поиск» Суражского педучилища Брянской области. Мы просим помочь найти адрес Стеллы Никифоровой, бывшей узницы Равенсбрюка, которая живет в г.Санкт-Петербурге. Нас очень интересует история книжечки со стихами, которая была найдена при разборке бараков Заксенхаузена. Дело в том, вероятней всего, что автором этих стихов, опубликованных в январском номере «Судьбы» был наш земляк, выпускник нашего педучилища Борис Винников. Может быть С.Никифорова поможет в этом вопросе. Заранее вам благодарны. С уважением руководитель штаба «Поиск».
Г.Р.ПРОТАСОВА.
Брянская область
От редакции: Адрес С.Никифоровой в штаб «Поиск» редакция сообщит по почте.
Боюсь завистников
Дорогие товарищи! Я находилась в Германии в г. Бильтильде, работала на фабрике Миллеверке, со мной здесь находилась девочка моложе меня на 2-3 года, мне в 1944-45 гг. было 14-15 лет. Звали девочку Роза Шарафанова, кажется, она была с Украины. Я хотела бы разыскать эту бывшую девочку, с которой мы дружили, но потеряли адреса. И еще, нам должны выделить дойчмарки. Можно ли их нам выдавать без излишнего шума в средствах массовой информациии, ведь завистников будет очень много, особенно тех, которые не пережили ужасы войны и жизни в Германии.
Р.П.ЧУВАКИНА.
Бывшая малолетняя узница фашизма.
г.Волгоград.
В лагере со мной был…
Я с Днепропетровщины, в 1942 году была угнана в Германию (год рождения 1925), работала в Австрии, гор.Клагенфурт, ОСТ, первое время работала в пос. Пишельдорф на деревообрабатывающей фабрике фирмы «Simhlus». Это была фабрика детских игрушек. Нас заставляли делать ящики для снарядов. Завод, по видимому, был перестроен на военный, а был раньше сельхозмаш. Затем нас вывозили по разным местам в горы, мы находились в местечке или поселке Пойтшах, здесь нас и освободили американские войска (по-моему, 5 мая 1945 г.). Я получила из г. Арользен (из бюро всемирного розыска) фотокопию своей учетной карточки, где есть все записи со дня прибытия в пос. Пишельдорф и по 30 апреля 1945 г. мое пребывание в пос. Пойтшах. Главное, что я хочу, чтобы опубликовали мое письмо вкратце, может быть кто-то отзовется из лагерных знакомых. Моя девичья фамилия была Бондаренко Оля из Днепропетровска, озорная, непослушная девчонка с длинными русыми косами, а теперь пенсионерка, вдова, бабушка трех внуков. В лагере со мной были: Ворона Люба из Днепропетровска, Салова Нюся, Туголукова Надя и Яросько Женя из Ростовской области, Молчанова Валя, Молчанова Тамара и Голубь Броня из Житомирской области, Полежай Галя из Полтавской области, Гармаш Гриша, Белоусько Андрюша, Ситник Петя и Томащук Тарас из Иваново-Франковской области, Гаучак Миша и Демиденко Петя из Витебской области, Яблонский Митя из Житомирской области, а также Нагорнюк Степа, Бондарчук Петя и многие другие.
Ольга ТРОФИМЕНКО (Бондаренко)
г.Днепропетровск.
Жизнь за проволокой разве не стресс?
В газетах «Труд» и «Комсомолка» в разное время читал заметки о том, что в западных странах — Франции, Дании и других бывшие малолетние узники фашистских концлагерей начали получать денежное пособие сразу же после освобождения из лагеря. В марте я слушал по радио передачу о детях-заложниках, которых террористы удерживали в течение 4-х дней (декабрьский случай в Краснодарском крае). После освобождения детей отправили на отдых за границу, их там обследовали, и медики заявили, что у этих детей через 10-12 лет будут развиваться различные заболевания в связи с пережитым стрессом. А ведь мы, будучи такими же детьми находились в нечеловеческих условиях, в концлагерях, не 3-4 дня, а годами. Было бы справедливо у Указу Президента о льготах для бывших малолетних узников фашизма сделать дополнение о признании того, что если человек в детском и подростковом возрасте побывал в концлагере, он уже инвалид.
С.М.БОНДАРЕВ.
г.Жуковка, Брянской области.
Майданек над Бугом
Богдановка! Тебя я не забыл. Не от того, что я остался жив, А от того, что здесь в земле лежат: Моя родня и чей-то — сын и брат. Живьем сжигали палачи детей. И стон стоял над Доманевкой всей. Пылал костер и слышалась стрельба, И кровью пропиталась вся земля. Прошли года. Еще пройдут года, Но в памяти останутся всегда Все муки, что пришлось нам пережить, Мы не имеем права этого забыть. Клянусь я на могиле тех людей, Что не дожили до победных дней Богдановка! Ты в сердце у меня, Тебя я не забуду никогда.
Е.ГЕЛЬФОНД.
Бывший малолетний узник концлагеря «Богдановка».
г. Донецк
Только за тёлку?
Через пятьдесят с лишним лет уже нынешние немецкие власти компенсировали белорусской гражданке Анне Воропаевой потери за реквизированную во время фашистской оккупации телку. Сохранив расписку, выданную в 1942 году семье старостой, Анна Борисовна передала ее в ФРГ с представителями, доставившими в Гомель гуманитарную помощь. К удивлению владелицы расписки, этот мало что значащий по нашим юридическим меркам документ возымел ожидаемое втайне действие. С очередным рейсом в Беларусь эти же лица привезли гомельчанке Воропаевой посылку. Что оказалось в ней, хозяйка скромно умолчала. Однако, судя по выражению лица и настроению, содержимое ее вполне устраивало.
ИТАР-ТАСС
г.Гомель.
О чем в Литве забывают
В Алитусском концлагере, что в годы второй мировой войны в Литве был, в 1942-43 годах погибло более 60 тысяч мирных советских граждан. И вот сегодня в той же Литве находятся люди, которые утверждают, что в Алитусе не было никакого концлагеря, так как об этом нет упоминаний ни в книгах, ни в списках, составленных немцами. Где можно узнать хоть что-то об Алитусском концлагере.
М.БРАТЧИКОВА.
г. Вильнюс.
Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944) говорят о том, что близ города Алитус немцами в июле 1941 г. был организован лагерь N 133 для советских военнопленных, который просуществовал до начала апреля 1943 года. В этом лагере от расстрелов, голода, холода и сыпного тифа погибли не менее 35 тысяч человек. («Преступные цели — преступные средства» -Москва, издательство «Экономика», 1985 года, третье издание, стр. 167-16S). Неподалеку от лагеря N 133 находился концлагерь для гражданских лиц, угнанных из оккупированных областей России, Украины, Белоруски Л Среди страдальцев в основном были женщины, дети и старики. Уничтожали их неподалеку от Алитуса, в глухом лесу на крутом берегу Немана. В свое время местные власти Алитуса установили здесь камень с надписью на литовском языке «Остановитесь! Здесь вся земля полита кровью невинных людей». В октябре 1989 года у скорбного обелиска состоялась встреча бывших узников Алитусского концлагеря, организованная МСБМУ и Литовским детским фондом.
Архив | Стр. 2 «Судьба» №7-8 (Июль-Август 1994 г.)