Из почты этих дней

Сборник писем

Вспомните Анну!

Уважаемые сотрудники газеты «Судьба»! Я ищу своих товарищей. Сообщаю: концлагерь Шваидорф, алюминиевый завод, Аржницкая Анна была с 24.671943 по 28-4.1945 годы. Прошу откликнуться, может кто-то вспомнит меня.

Мой адрес: Узбекистан, 700012, г.Ташкент,
м.Сергели — 1, д. 32. кв. 60.
МЕРИМЕРЕНКО А.И.

Тайна Заксенхаузена

Уважаемая редакция! К вам обращается штаб «Поиск» Суражского педучилища Брянской области. Мы просим помочь найти адрес Стеллы Никифоровой, бывшей узницы Равенсбрюка, которая живет в г.Санкт-Петербурге. Нас очень интересует история книжечки со стихами, которая была найдена при разборке бараков Заксенхаузена. Дело в том, вероятней всего, что автором этих стихов, опубликованных в январском номере «Судьбы» был наш земляк, выпускник нашего педучилища Борис Винников. Может быть С.Никифорова поможет в этом вопросе. Заранее вам благодарны. С уважением руководитель штаба «Поиск».

Г.Р.ПРОТАСОВА.
Брянская область

От редакции: Адрес С.Никифоровой в штаб «Поиск» редакция сообщит по почте.

Боюсь завистников

Дорогие товарищи! Я находилась в Германии в г. Бильтильде, работала на фабрике Миллеверке, со мной здесь находилась девочка моложе меня на 2-3 года, мне в 1944-45 гг. было 14-15 лет. Звали девочку Роза Шарафанова, кажется, она была с Украины. Я хотела бы разыскать эту бывшую девочку, с которой мы дружили, но потеряли адреса. И еще, нам должны выделить дойчмарки. Можно ли их нам выдавать без излишнего шума в средствах массовой информациии, ведь завистников будет очень много, особенно тех, которые не пережили ужасы войны и жизни в Германии.

Р.П.ЧУВАКИНА.
Бывшая малолетняя узница фашизма.
г.Волгоград.

В лагере со мной был…

Я с Днепропетровщины, в 1942 году была угнана в Германию (год рождения 1925), работала в Австрии, гор.Клагенфурт, ОСТ, первое время работала в пос. Пишельдорф на деревообрабатывающей фабрике фирмы «Simhlus». Это была фабрика детских игрушек. Нас заставляли делать ящики для снарядов. Завод, по видимому, был перестроен на военный, а был раньше сельхозмаш. Затем нас вывозили по разным местам в горы, мы находились в местечке или поселке Пойтшах, здесь нас и освободили американские войска (по-моему, 5 мая 1945 г.). Я получила из г. Арользен (из бюро всемирного розыска) фотокопию своей учетной карточки, где есть все записи со дня прибытия в пос. Пишельдорф и по 30 апреля 1945 г. мое пребывание в пос. Пойтшах. Главное, что я хочу, чтобы опубликовали мое письмо вкратце, может быть кто-то отзовется из лагерных знакомых. Моя девичья фамилия была Бондаренко Оля из Днепропетровска, озорная, непослушная девчонка с длинными русыми косами, а теперь пенсионерка, вдова, бабушка трех внуков. В лагере со мной были: Ворона Люба из Днепропетровска, Салова Нюся, Туголукова Надя и Яросько Женя из Ростовской области, Молчанова Валя, Молчанова Тамара и Голубь Броня из Житомирской области, Полежай Галя из Полтавской области, Гармаш Гриша, Белоусько Андрюша, Ситник Петя и Томащук Тарас из Иваново-Франковской области, Гаучак Миша и Демиденко Петя из Витебской области, Яблонский Митя из Житомирской области, а также Нагорнюк Степа, Бондарчук Петя и многие другие.

Ольга ТРОФИМЕНКО (Бондаренко)
 г.Днепропетровск.

Жизнь за проволокой разве не стресс?

В газетах «Труд» и «Комсомолка» в разное время читал заметки о том, что в западных странах — Франции, Дании и других бывшие малолетние узники фашистских концлагерей начали получать денежное пособие сразу же после освобождения из лагеря. В марте я слушал по радио передачу о детях-заложниках, которых террористы удерживали в течение 4-х дней (декабрьский случай в Краснодарском крае). После освобождения детей отправили на отдых за границу, их там обследовали, и медики заявили, что у этих детей через 10-12 лет будут развиваться различные заболевания в связи с пережитым стрессом. А ведь мы, будучи такими же детьми находились в нечеловеческих условиях, в концлагерях, не 3-4 дня, а годами. Было бы справедливо у Указу Президента о льготах для бывших малолетних узников фашизма сделать дополнение о признании того, что если человек в детском и подростковом возрасте побывал в концлагере, он уже инвалид.

С.М.БОНДАРЕВ.
г.Жуковка, Брянской области.

Майданек над Бугом

Богдановка! Тебя я не забыл. Не от того, что я остался жив, А от того, что здесь в земле лежат: Моя родня и чей-то — сын и брат. Живьем сжигали палачи детей. И стон стоял над Доманевкой всей. Пылал костер и слышалась стрельба, И кровью пропиталась вся земля. Прошли года. Еще пройдут года, Но в памяти останутся всегда Все муки, что пришлось нам пережить, Мы не имеем права этого забыть. Клянусь я на могиле тех людей, Что не дожили до победных дней Богдановка! Ты в сердце у меня, Тебя я не забуду никогда.

Е.ГЕЛЬФОНД.
Бывший малолетний узник концлагеря «Богдановка».
 г. Донецк

Только за тёлку?

Через пятьдесят с лишним лет уже нынешние немецкие власти компенсировали белорусской гражданке Анне Воропаевой потери за реквизированную во время фашистской оккупации телку. Сохранив расписку, выданную в 1942 году семье старостой, Анна Борисовна передала ее в ФРГ с представителями, доставившими в Гомель гуманитарную помощь. К удивлению владелицы расписки, этот мало что значащий по нашим юридическим меркам документ возымел ожидаемое втайне действие. С очередным рейсом в Беларусь эти же лица привезли гомельчанке Воропаевой посылку. Что оказалось в ней, хозяйка скромно умолчала. Однако, судя по выражению лица и настроению, содержимое ее вполне устраивало.

ИТАР-ТАСС
г.Гомель.

О чем в Литве забывают

В Алитусском концлагере, что в годы второй мировой войны в Литве был, в 1942-43 годах погибло более 60 тысяч мирных советских граждан. И вот сегодня в той же Литве находятся люди, которые утверждают, что в Алитусе не было никакого концлагеря, так как об этом нет упоминаний ни в книгах, ни в списках, составленных немцами. Где можно узнать хоть что-то об Алитусском концлагере.

М.БРАТЧИКОВА.
г. Вильнюс.

Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944) говорят о том, что близ города Алитус немцами в июле 1941 г. был организован лагерь N 133 для советских военнопленных, который просуществовал до начала апреля 1943 года. В этом лагере от расстрелов, голода, холода и сыпного тифа погибли не менее 35 тысяч человек. («Преступные цели — преступные средства» -Москва, издательство «Экономика», 1985 года, третье издание, стр. 167-16S). Неподалеку от лагеря N 133 находился концлагерь для гражданских лиц, угнанных из оккупированных областей России, Украины, Белоруски Л Среди страдальцев в основном были женщины, дети и старики. Уничтожали их неподалеку от Алитуса, в глухом лесу на крутом берегу Немана. В свое время местные власти Алитуса установили здесь камень с надписью на литовском языке «Остановитесь! Здесь вся земля полита кровью невинных людей». В октябре 1989 года у скорбного обелиска состоялась встреча бывших узников Алитусского концлагеря, организованная МСБМУ и Литовским детским фондом.

Архив | Стр. 2 «Судьба» №7-8 (Июль-Август 1994 г.)

Другие статьи по теме

Никто не забыт, ничто не забыто!

Для всего советского народа закончилась Великая Отечественная Война, налаживалась по всей стране послевоенная разруха, восстановительный период жизни страны.

Читать далее...

В блокадном Ленинграде

Жили мы на Смольном проспекте. Семья состояла из четырех человек: мама, папа, сестра, которая была старше меня на пять лет, и я. Отец мой 1897 года рождения, работал заведующим почтовым…

Читать далее...

Стихи Жоржа Лийлу

«Судьба»  твоя не одинока: Она  как Храм  — для   страждущих приют… Сыны бойцов  Войны далёкой Одной семьёй в твоей  «Судьбе»  живут! Ты в души им вселяешь Веру, Святую Правду,  Честность…

Читать далее...

Анонс

Читать выпуск №71 (январь-февраль 2001г.)

Читать далее...

Книга живой памяти

Языки