Жизнь-подвиг
История Марии Киргиря
Принято считать, что настоящие браки заключаются на небесах. И только в этом случае они длятся всю жизнь и влюбленных не могут разлучить ни люди, ни судьба. Возможно, в случае с героиней нашего рассказа и случилось нечто подобное. Хотя, если говорить честно, то главную роль в этой истории жизни сыграли любовь и настоящее человеческое самопожертвование ради близкого человека
Марина и Анатолий Киргиря душа в душу живут уже 29 лет. Вместе воспитали сына и до сих пор остаются единой семьей. В их доме царят порядок и гармония, внешний покой. Она – обаятельная приветливая женщина, он – серьезный мужчина спокойного нрава. Все как у всех, если бы не одна важная деталь к этой картине. Комок подкатывает к горлу, когда узнаешь, через что им пришлось в своей жизни пройти. Анатолий прикован к постели, Марина продолжает любить и всю жизнь самоотверженно ухаживает за ним.
Марина Николаевна младше Анатолия Ивановича на 8 лет. Они познакомились в 1989 году в родительском доме Марины. Она вспоминает, что Анатолий дружил с ее братом и часто приходил в гости. В день очередного визита к другу заприметил будущую супругу. Вот так познакомились и стали встречаться, а потом поженились. Все шло хорошо, родился сын.
С 1993 года Анатолий Киргиря служил в ОМОНе. Это было первое подразделение, образованное в Бурятии. Командовал тогда бурятским ОМОНом ныне известный политик Вячеслав Мархаев.
В ОМОН набирали бойцов только до 35 лет. Однако Анатолий Иванович на тот момент уже мог не попасть в его ряды – по возрасту была уже грань к 35 годам. Командир Вячеслав Мархаев предложил Киргиря сдать нормативы физической подготовки и если все пройдет хорошо, то его могли взять.
Анатолий был хорошо развит физически, как говорят его бывшие сослуживцы, он был просто фанатом спорта. А потому и нормативы сдал на «отлично». Его приняли в ОМОН, но прослужить там он успел лишь три года.
Страшный приговор
Четвертое мая 1996 года перевернуло его и жизнь его супруги и ребенка навсегда.
Вторая чеченская кампания, отряд ОМОН, где служил Анатолий Киргиря, вернулся из очередной командировки. Обычный день, обычная тренировка в спортзале, где бойцы отрабатывали необходимые навыки и поддерживали физическую форму. Привычное для каждого ОМОНовца упражнение – сальто. Анатолий успешно сделал два сальто. Но третий раз оказался крайне неудачным – Киргиря упал и сломал себе шею. И с той секунды вся жизнь перевернулась: из молодого и сильного мужчины Анатолий превратился в человека с тяжелой формой инвалидности. Врачи дали неутешительный прогноз: «ходить и двигаться он никогда не будет, хорошо, что остался жив и может еще говорить». Диагноз звучал, как приговор.
С того периода все заботы о быте, об уходе за мужем и пятилетним сыном легли на хрупкие плечи супруги Анатолия Марины. Марина Николаевна не может рассказывать обо всем без слез. Вот уже 23 года она и ее супруг прикованы к его постели. Каждый по-своему.
Попытки восстановить здоровье не привели к желаемому результату. Пройденный путь семьи Киргиря был очень тернистым. Сначала операция на позвоночнике в Улан-Удэ в Республиканской больнице им. Семашко. Затем Марина Николаевна решилась на отчаянный шаг отвести лежачего супруга в Омск. Все родственники Анатолия Ивановича живут именно в Омске и была надежда, что омские врачи смогут помочь и поставить на ноги.
«Я купила три билета. Понимала, что будет очень трудно его перевозить. Он же от шеи совершенно парализован, не мог тогда и до сих пор не может сидеть в инвалидном кресле, лететь мог только лежа. Спасибо «Аэрофлоту», тогда в 1996 году экипаж самолета, увидев мою ситуацию, помог уложить супруга. Для нас освободили целых 6 кресел. Так мы и летели в Омск. Пробыли там на лечении 2 месяца, но, к сожалению, результата это не дало. Все операции и процедуры только облегчили боли», – со слезами на глазах вспоминает Марина Николаевна.
Врачи объяснили, что, так как нарушен спинной мозг, чуда не произойдет.
Со временем руки начали двигаться, но все что Анатолий может сейчас держать – это пульт от телевизора. Кормить его приходится супруге.
Ради любви
На протяжении 23 лет каждый день Марины Николаевны начинается и заканчивается примерно одинаково.
Утренние процедуры для неподвижного супруга – умывание, переодевание, кормление, прием лекарств по строгому графику. Затем домашние дела и массажные процедуры. Вечером примерно то же. Отлучиться из дома, по словам Марины Киргиря, удается крайне редко. Ведь ее супругу в любую минуту может стать очень плохо. Судороги, боли, удушье – это то, что случается от небольшого волнения или эмоционального напряжения.
Все 23 года никуда, кроме больницы, не может выйти и Анатолий Иванович. Для него приобрели инвалидную коляску со спецкрепежами. Но пересаживать с кровати в коляску мужа Марине Николаевне одной очень тяжело. Она сетует, что не может выйти погулять с ним на улицу. Они живут на третьем этаже и вытащить по лестнице на улицу взрослого человека женщине просто не по силам.
Анатолий очень тихо и сбивчиво говорит – почти нет сил, сказывается спастика мыщц. На кровати у плеча стоит кружка с напитком, который Анатолий может выпить только при помощи трубочки. Его тело ниже шеи почти потеряло чувствительность. А потому и забот по уходу в этой семье очень много. Марина Николаевна не скрывает, что взвалила почти все на свои плечи. Помогать старается уже взрослый сын, но теперь все реже – работа и своя личная жизнь. Вообще все эти годы первым помощником Марины Николаевны в уходе за отцом был сын Евгений. В раннем возрасте он уже осознал свою ответственность и делал все, что мог, чтобы облегчить матери ежедневные заботы. Сын Марины и Анатолия Киргиря Евгений так же пошел по стопам отца. Он служит в Росгвардии по такой же специальности, как и Анатолий в свое время, сапером, часто бывает в командировках. Евгений является участником боевых действий на Северном Кавказе.
Вера в добро
Сказать, что жизнь Марины и Анатолия сложная – это не сказать ничего. Ежедневный моральный и физический труд. У Марины Николаевны душевные силы тратятся на переживание, что она не может ничем помочь родному человеку. Анатолий Иванович так же сильно переживает за свою супругу, он видит, как ей трудно, но так же изменить ничего не в силах.
По словам Марины Николаевны, все 23 года она не работает, ведь сложный уход за супругом и необходимость находиться рядом с ним все 24 часа в сутки ежедневно не оставляют возможности для зарабатывания денег. Ей пришлось оставить профессию слесаря-сборщика авиационных приборов. Отработать на заводе успела только 10 лет. Из дома она почти не выходит. Если важно куда-то сходить, то недалеко и не дольше 1,5 часов. Все эти годы семья живет на скромную пенсию по инвалидности Анатолия Ивановича и надбавки по уходу за лежачим больным. Небольшие надбавки, положенные по закону по уходу, и то пришлось выбивать в судах. Это сумма всего в 1,5 тыс. рублей.
«Спасибо бывшему командиру мужа – Вячеславу Мархаеву. Незадолго до несчастного случая, Анатолию дали благоустроенную квартиру в спальном районе города. До этого мы ютились в неблагоустроенном жилье с удобствами на улице. Если бы мы остались там, то просто не выжили бы в нашей ситуации. Нам постоянно помогают сослуживцы мужа из «Боевого братства». Родственники бывают очень редко у нас. У всех свои заботы и проблемы. Да я стараюсь никого не обременять, пытаюсь сама справляться», – говорит Марина Николаевна.
За долгие годы неустанной заботы о любимом муже Марина Киргиря научилась сама делать элементарный медицинский массаж, проводить растирания от пролежней и прочий уход.
Многие семьи распадаются и в более благополучных ситуациях. Здесь же, как говорит Марина Николаевна, не стояло и вопроса о том, чтобы бросить своего супруга. Она не могла и представить себе такой поступок.
«Мне никогда даже мысль не приходила в голову, уйти от него. До несчастного случая мы жили с ним хорошо, дружно. Между нами всегда были любовь и взаимоуважение. Он старше мудрее и во всем положительный – никогда не пил и не курил. Наверное, это тоже повлияло на мое решение сохранить семью и посвятит себя уходу за ним. Здесь нет жалости, между нами любовь и она сохранила наш брак», – говорит Марина Николаевна.
Марина Киргиря вспоминает, что с детства помогала родственникам ухаживать за своим дедушкой – ветераном войны, получившим ранение. Возможно, такой пример крепкой семьи, которую не способны разбить любые трудности и невзгоды, тоже повлиял на ее решение остаться рядом с почти недвижимым Анатолием. Да и сам Анатолий Иванович до сих пор любит супругу и ценит ее самопожертвование. За эти годы, как уверяет Марина Николаевна, ее муж никогда не повысил голос на нее, не психанул, не разозлился. Хотя ему тоже трудно и держать настроение на стабильном уровне, а также оставаться позитивно настроенным к жизни крайне тяжело.
«Благодаря своей жене я больше 20 лет живу с тяжелой травмой. Если бы не она, то я просто не выжил бы. Хочу пожелать всем женщинам, чтобы их берегли мужья. Потому что только благодаря женам мы можем выжить на этом свете в любой тяжелой ситуации», – говорит Анатолий Иванович.
Сегодня Анатолий Киргиря может читать книги и занимается любимым хобби – изучает историю. Марина Николаевна в гордостью рассказывает, что ее супруг знает на зубок абсолютно все важные даты в российской истории. Благодаря фотографической памяти он запоминает целую телефонную книжку.
«Вот такой у него талант. Я все записываю, а он мне по памяти подсказывает», — с улыбкой говорит Марина Николаевна.
Бывают минуты отчаяния, когда опускаются руки. Марина Киргиря нашла и на этот случай для себя маленькую отдушину. Она выращивает комнатные цветы. Повсюду в их квартире красивые растения, есть оранжерея на лоджии.
Такие моменты ненадолго отвлекают от проблем и забот, заставляют забыть о сложном диагнозе бывшего ОМОНовца.
Бывшие сослуживцы из организации «Боевое братство Бурятии» не забывают. Как говорит Марина Николаевна, они часто навещают их семью, помогают, если требуется. Правда, Марина Киргиря – сильная женщина, просит о помощи редко. Старается делать все сама, а обращение к другим людям – это крайний случай, когда физически сделать необходимое она сама не может.
Марина Николаевна украсила комнату Анатолия Ивановича медалями, фотографиями со службы, статуэтками из командировок и прочими памятными вещами. Это память, которая живет здесь в предметах, помогает надеяться на лучшее и не сдаваться.
В день военно-морского флота 27 июля бывшие сослуживцы Анатолия Ивановича снова навестили боевого товарища дома. Вместе с ними приехала и представительница городской школы №19, которая сотрудничает с «Боевым братством». Об этой истории обязательно потом расскажут школьникам, чтобы показать достойный жизненный пример.
Дом, в котором живет семья Киргиря, создает впечатление надежной пристани, где невзгоды и беды служат укреплением для фундамента любви между супругами, спустя даже 30 лет.
О супружеском подвиге Марины Киргиря впервые рассказала газета «Регион03+». В июле 2019 года квартиру омоновца посетили представители БРО «Боевого братства» и журналист Ольга Аносова поведала о семье, которая стала настоящим примером любви, верности и пожертвования собой ради родного человека. Позже очерк под названием «Жизнь, как подвиг» вошел в сборник «Мои земляки» (Автор и составитель В.Д. Аюров.)