Как добиться своего
Моя биография
Я, Дерябина Лилия Васильевна родилась 18 сентября 1936 года в гор. Уссурийск Приморского края. С 1938 года наша семья: мама Антонина Алексеевна Дерябина, папа Матюхин Василий Павлович, проживала во Владивостоке. В июне 1941 года мы поехали в Брянск, в гости к родителям моего отца. Через две недели началась война. Отец был офицером, поэтому он сразу явился в военкомат и его отправили на фронт, а мы с мамой остались в Брянске.
В те годы всему советскому народу внушали, что наша армия самая сильная в мире и быстро разгромит любого врага, посягнувшего на нашу землю. Но, к сожалению, это оказалось блефом и уже в июле над Брянском на бреющем полёте летали немецкие самолёты и стреляли по мирному населению, а в августе 1941 года немецкие войска оккупировали Брянск и стали устанавливать свой немецкий порядок. Постоянно слышалось: «Ordnung, noch ordnung!” В декабре 1941 года у мамы родился сын Эдуард. Рожала она одна, в холодной комнатке, без какой-либо помощи, зубами перекусив пуповину.
По заданию партизан наш дед служил у немцев старостой в своей деревне и помогал партизанам. Осенью 1942 года по доносу односельчанина дед был арестован, подвергнут жесточайшим пыткам и расстрелян, а маму, вместе со мной и маленьким братиком отправили в Германию в лагерь для военнопленных в Гёттингене. В лагере было несколько тысяч пленных, которые жили в бараках по 300 человек и работали на паровозоремонтном заводе по 12-14 часов. Мама тоже работала на заводе. И дети старше восьми лет должны были работать. Я была младше, а потому оставалась с братом в лагере. Кормили пленных супом из брюквы, работающим давали кусочек чёрного липкого хлеба. Наказывали за любую провинность и взрослых, и детей. Была комната для порки, где избивали нагайками, а также карцер — пустое холодное помещение с сырыми, по углам мокрыми стенами, по которым ползали разные насекомые; многие не выдерживали пребывания в карцере и погибали.
Как-то немцы узнали, что моя мама владеет немецким языком и её перевели в канцелярию для ведения учёта погибших пленных и поступления новых. Когда в лагерь приехал бывший советский генерал Власов вербовать в так называемую «Русскую освободительную армию », маме удалось спасти несколько человек от этой «службы». Но кто-то об этом написал донос в гестапо. Мою маму увезли в гестапо и несколько дней пытали, а потом и меня пытали на её глазах. Ничего не добившись, нас привезли в лагерь и, бросив на нары, оставили умирать. Самое удивительное, что от смерти нас спасли немцы. Когда маму повезли в крематорий, машину остановили монашки и уговорили водителя отдать им русскую и выходили её. А меня тайком от начальника лагеря забрала домой обычная горожанка.
Освободили нас из плена американские войска 8 апреля 1945 года. Они уговаривали остаться на западе, объясняли, что Сталин всех пленных считает изменниками, но мы не верили и очень хотели вернуться домой. В конце июля нас передали советскому командованию, которое переправило бывших пленных в белорусский город Брест, в так называемый «фильтрационный» лагерь. Мы прожили там 3 месяца, прежде чем нам выдали советские документы и спросили куда мы поедем. Мама, конечно, решила ехать домой, во Владивосток. Нам дали туда билеты, но не предупредили, что Дальний Восток является закрытой зоной, так как ещё шла война с Японией.
Нас высадили в Иркутске. Была поздняя осень 1945 года, мы легко одеты. Город незнакомый. Продуктовых карточек нет. Что делать? Прожили мы в этом городе страшную зиму: и голодали, и замерзали, и переболели. Мама писала письма всем своим родственникам. Отозвался её младший брат Леонид, который оказался в Удмуртии, в Воткинске. И весной 1946 года мы поехали в Удмуртию. Мы поселились в маленькой квартирке, где Леонид жил с семьёй. Мама занялась поисками работы. У неё было высшее образование, но как только начальники видели в анкете, что она была в плену, ей предлагали место посудомойки или уборщицы. Она плакала и не могла понять почему к ней так относятся. Наконец, она вынуждена была согласиться на работу в подсобное хозяйство, потому что там давали комнату в общежитии. В Воткинске я пошла сразу во второй класс, так как мне было уже 10 лет. В пятом классе я сдала экзамены сразу за два класса и меня перевели в седьмой класс.
В 1952 году мы переехали в город Пермь, где я закончила десятилетку и поступила в университет на юридический факультет. При поступлении вышла заминка. Когда я сдавала документы в приёмную комиссию, ими заинтересовался декан факультета. Он взял анкету, почитал, посмотрел на меня. Я была маленькая, худенькая, в надбровье и на виске рванный шрам, правая рука плохо двигалась, на пальце кривой ноготь и тоже рваный шрам. Всё это следы пыток в гестапо. Декан меня подозвал и тихо спросил: «Ты была в плену?» Я молча кивнула. Декан сказал: «Перепиши анкету, иначе на юридический тебя не примут». Заполнив другую анкету и сдав вступительные экзамены на «отлично», я поступила на юридический факультет. Заканчивая четвёртый курс, я случайно проговорилась о том, что я была в плену в Германии. Начались разборки. И снова меня поддержал декан. Он срочно отправил меня в академический отпуск по болезни и восстановил в университете после того, как произошло разоблачение культа личности Сталина. Таким образом, я всё-таки получила высшее образование.
В связи с разоблачением культа личности помню такой случай. В конце 1957 года мою маму вызвали в КГБ. Ей объяснили, что после 20-го съезда КПСС изменилась внутренняя политика партии и правительства по отношению к бывшим пленным: их уже не считают «изменниками». Теперь она может жить и работать там, где хочет. И посоветовали: «И вообще, забудьте, что вы там были». Мама расплакалась: « Как я могу такое забыть, когда каждый день у меня перед глазами седая дочь!»
После окончания университета я была направлена на работу в Азербайджан. Работала юрисконсультом, затем начальником юридического отдела крупного предприятия. Пользовалась большим уважением за профессионализм, принципиальность и доброжелательность. Казалось, я вписалась в жизнь республики, стала своей и собиралась прожить там до конца своей жизни. Но тут случились перестройка и распад СССР. Я снова попала под жернова истории. Начались межнациональные столкновения, инициируемые теми лицами, которые рвались к власти. Меня лишили квартиры, всего нажитого и даже документов. Я превратилась в бомжа. Хорошо, что меня разыскал младший брат через телепрограмму «Жди меня». Я вернулась в Пермь, поселилась у брата и в 68 лет вновь начала свою жизнь с нуля. Сидеть дома и страдать из-за случившегося я не умею. Поиски работы не дали результата из-за моего возраста. Получив последние 500 евро немецких компенсаций, я открыла маленький магазинчик «Секонд-хэнд» и вот уже 10 лет работаю. Доходы в этом бизнесе мизерные, поэтому я сама делаю всю работу: я и продавец, и бухгалтер, и экспедитор, и грузчик. Но я довольна: целый день занята, постоянно общаюсь с людьми, интересуюсь политическими и экономическими новостями. Руки, ноги и голова постоянно в работе, что положительно сказывается на моём самочувствии.
В настоящее время я в ожидании выделения мне субсидии на приобретение квартиры по выигранному мной иску к министерству социального развития Пермского края и надеюсь в 2015 году заняться устройством своей квартирки.
С уважением,
Л.В. ДЕРЯБИНА
ОТ РЕДАКЦИИ
От души поздравляя Лидию Васильевну с отсуженной ею субсидией и предстоящим приобретением своего угла, невольно задумываюсь.
Ведь сколько наших товарищей по былым несчастьям не смеют, даже не помышляют о том, чтобы открыто и смело заявить о своих правах. На место в госпитале ветеранов, на путёвку в санаторий, на внеочередное выделение квартиры, на ту или иную льготу в коммунальном обслуживании и льготный проезд в местной электричке. Мешает дикое предубеждение: мол, в наше время бесполезно хлопотать, добиваться своего. Связываться с местными бюрократами, жаловаться на них бесполезно, они всесильны, они всё-равно победят. Оказывается, вовсе не так.
Если грамотно, со знание дела отстаивать свои права, активно выступать против нерадивых чиновников, пробуждать их к совести, жаловаться на них, искать себе сторонников среди сознательных земляков и близких родственников, профессиональных юристов и провинциальных правозащитников, в конце концов, обращаться в суд, то всё получится. Как получилось у Лидии Васильевны Дерябиной.
Публикуя материалы судебного дела Л.В.Дерябиной, редакция «Судьбы» надеется, что в местных и региональных объединениях бывших малолетних узников фашизма по достоинству оценят поступок своего далёкого пермского товарища, извлекут полезный урок для себя, сумеют выстроить правильные, принципиальные отношения с местной властью, изменить к лучшему положение пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке.
А кто-то, начиная собственные хлопоты, при обращении в суд использует исковое заявление по образцу, опубликованному в нашей газете.
Л. Синегрибов,
главный редактор газеты «Судьба»
Дело Дерябиной
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, бывший несовершеннолетний узник фашистских лагерей (удостоверение № 152600 от 17.01.2006 г.), приказом начальника жилищного Управления г. Перми от 28.04.2010 г. за № 491 была поставлена на учет в списке участников Великой Отечественной войны как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Мои документы были переданы ответчику для выделения субсидии для приобретения квартиры. Ответчик письмом № 33-08-139 от 18.06.2010 г. сообщил, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов» не подлежат на том основании, что законодатель, наделяя несовершеннолетних узников мерами социальной поддержки, не идентифицирует их в полной мере с участниками ВОВ. Когда я поинтересовалась, каким законодательным актом эта мера предусмотрена, мне показали письмо министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 г. за № 10496-ск/7, в котором утверждалось, что законодатель, наделяя несовершеннолетних узников правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае принятия их на соответствующий учет, однако не приравнивает их с участниками ВОВ в полной мере. В письме отсутствовали ссылки на какой-либо законодательный акт, подтверждающий данное утверждение, которое полностью противоречит действующему законодательству. Согласно п. 1 ст. 154 Федерального Закона от 22.08.2004 г. за № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пункте 8 статьи 154 определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. А меры социальной поддержки предусмотрены статьями 14 и 15 Федерального закона от 2 января 1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах». Среди мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального Закона от 12 февраля 1995 года за № 5-ФЗ. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от их имущественного положения (подп. 3 пункта 1 статьи 15). Пунктом 3 статьи 23.2 названного Закона установлено, что объем средств, предусмотренный в федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны. Согласно пунктов 1, 6 ст. 23.2 названного выше Федерального Закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан переданы субъектам Российской Федерации, при этом форма предоставления мер социальной поддержки определяется правовыми актами субъектов РФ.
Ответчик не оспаривает моего права на улучшение жилищных условий как бывшего несовершеннолетнего узника фашизма, отнесенного действующим законодательством к участникам Великой Отечественной войны. Я по-прежнему нахожусь в списках участников Великой Отечественной войны, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Кроме того, на свой вопрос о правах бывших малолетних узников фашизма на улучшение жилищных условий, который я направила Президенту России, я получила письмо № А6-226 от 20 января 2011 года из государственно-правового управления Президента Российской Федерации. В данном письме подтверждается, что бывшие несовершеннолетние узники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение жилья за счет федерального бюджета. Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 касался только ветеранов, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и устанавливал необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов к 65-летию Победы. Таким образом, действие названного Указа, послужившего поводом для отказа выделения субсидии, закончилось в 2010 году. Прошло четыре года, каждый год из госбюджета в краевой поступают средства для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако чиновники всех ветвей власти Пермского края продолжают ссылаться на указанный выше Указ и объяснять, что для узников средства не поступают.
На основании изложенного прошу возложить на ответчика обязанность предоставить мне субсидию на приобретение квартиры по нормам, предусмотренным действующим законодательством (не менее 36-ти квадратных метров) и по рыночной цене, действующей в Перми в настоящее время.
Приложения: (в копиях)
1. Уведомление о постановке на учет от 28.04.2010 г.
2. Письмо Управления жилищных отношений от 25.03.2010 г.
3. Письмо Министерства социального развития Пермского края от 18.06.2010 г. № 33-08-01-139
4. Письмо государственно-правового Управления Президента Российской Федерации от 20 января 2011 года за № А6-226.
5. Удостоверение бывшего несовершеннолетнего узника фашизма.
Дело № 2-3425-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2014 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Гачеговой Е.И., при секретаре Раевой А.С., с участием истца Дерябиной Л.В., представителя ответчика Мартиной Е.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Дерябиной Лилии Васильевны к Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л
Дерябина Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилья.
28.04.2010 г. Дерябина Л.В. поставлена на учет в списке участников Великой Отечественной войны как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В соответствии с письменным ответом Управления жилищных отношений администрации г. Перми истцу было сообщено, что учетное дело Дерябиной Л.В. было направлено в Министерство социального развития Пермского края для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, однако в предоставлении указанной меры истцу отказано, так как бывшие несовершеннолетние узники фашизма не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов». Истец считает, данное решение незаконным. В соответствии со ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». В связи с чем, истец просит обязать ответчика предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилья (л.д. 8-10).
Истец в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика — Министерство социального развития Пермского края — в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, из которых следует, что истцом пропущен срок на обращение в суд с данным иском, поскольку письменный отказ подготовлен 18.06.2010 г. Кроме того, положениями действующего законодательства категория лиц «бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей» не признана ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны. В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ № 10496-СК-07 от 19.03.2010 г., считает, что истец не обладает льготой по предоставлению жилья в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г., в связи с чем, правом на предоставление субсидии также не обладает. Кроме того, считает, что требования истца уже были предметом рассмотрения спора по гражданскому делу № 2-4990/2010, в связи с чем настоящее гражданское дело подлежит прекращению (л.д. 26-29).
Оценив доводы сторон, а также представленные в связи с этим доказательства, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащие удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее — ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В силу ст. 2 указанного закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов (далее — период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначение пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов;
2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
17.01.2006 г. истице выдано органами социальной защиты удостоверение, подтверждающее право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Судом также установлено, что 28.04.2010 г. Дерябина Л.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обращалась в компетентные органы с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты.
В соответствии с ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а — ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде …обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 — 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:
1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;
2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов Великой Отечественной войны;
участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
При этом по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1.).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что Дерябина Л.В. является несовершеннолетним узником концлагерей, проживает в жилом помещении общей площадью 30,6 кв. м, совместно с Дерябиным С.В., Дерябиным А.С., данное жилое помещение является муниципальной собственностью, другого жилья ни на праве собственности, ни на другом праве не имеет.
Исходя из системного толкования указанного выше законодательства в контексте со ст.ст. 51, 53, 57 ЖК РФ, суд считает, что Дерябина Л.В. нуждается в улучшении жилищных условий, а следовательно, нуждается в предоставлении ей субсидии на приобретение (строительство) жилья. В связи с чем, доводы ответчика в этой части являются несостоятельными.
Ссылку представителя ответчика на Указ Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. суд считает необоснованной в силу Федерального закона «О ветеранах».
Письмо Министерства регионального развития РФ № 10496-СК/07 от 19.03.2010 г. в основу решения положено быть не может, так как носит разъяснительный характер. Кроме того, суд обращает внимание ответчика на то обстоятельство, что, согласно данного письма, указанная в нем категория граждан не имеет право по обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. О том, что данные граждане не имеют право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» разъяснения не содержат.
Такая позиция суда полностью согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 09.09.2011 № 6-В11-5.
Таким образом, суд признает за Дерябиной Л.В. право на получение субсидии в соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны.
Дерябина Л.В. определила порядок получения льготы — предоставление субсидии (единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения), следовательно, ей должна быть предоставлена субсидия на приобретение (строительство) жилья.
Доводы ответчика в части пропуска Дерябиной Л.В. срока исковой давности суд считает несостоятельными, поскольку защите подлежат жилищные права истца.
Суд также не может согласиться с тем, что настоящее гражданское дело подлежит прекращению в силу состоявшегося решения Ленинского районного суда г. Перми от 27.10.2010 г., поскольку истцом заявлены иные основания иска, не связанные с исполнением Указа Президента РФ № 714 от 08.05.2008 г.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд при разрешении спора исходит из оснований и предмета иска.
Таким образом, на Министерство социального развития Пермского края следует возложить обязанность предоставить Дерябиной Л.В. безвозмездно единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года № 21-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Руководствуясь ст.ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд
СУД РЕШИЛ:
Обязать Министерство социального развития Пермского края предоставить Дерябиной Лилии Васильевне безвозмездно единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Пермского края от 02 марта 2007 года № 21-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий Е.И. Гачегова.
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО
Л.В.Дерябиной
Уважаемая Лилия Васильевна!
Выражаю Вам искреннюю благодарность за активную гражданскую позицию, личный вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения Орджоникидзевского района в связи с 25-летним юбилеем со дня создания регионального союза «Бывшие малолетние узники фашистских лагерей»
Желаю Вам доброго здоровья, благополучия и дальнейшей плодотворной работы на благо Орджоникидзевского района.
Л.В.КОРОЛЁВА,
Глава администрации Орджоникидзевского района Города Перми
Апрель 2014 года.