Германия. Путешествие в прошлое
6 мая 2015 года, в канун 70-й годовщины окончания Второй мировой войны в Европе и Победы над фашистской Германией, на митинге у подножья монумента советским воинам – жертвам фашистского плена в Штукенброке с большой речью выступил Президент ФРГ Йоахим Гаук (Газета «Судьба» №157, июль 2015). Трудно выбрать более достойное место для проникновенной речи, посвящённой трагедии войны, трагедии фашистского плена, памяти о муках советских солдат, прах которых покоится в немецкой земле. Президент назвал страшные цифры: из 5,3 миллиона советских военнопленных была замучена, погибла больше, чем половина. «Миллионы судеб, миллионы имён, миллионы историй жизни. Среди них были русские, украинцы, белорусы, киргизы, грузины, узбеки, казахи, туркмены, солдаты всех народов, которые в то время входили в состав Советского Союза».
Президент выразил благодарность немецким гражданам и общественным организациям, хранящим память о трагедии войны и её жертвах. Среди названных им общественных организаций две из них, «Цветы для Штукенброка» и «Против забвения. За демократию» мне хорошо знакомы. Знакомо и место выступления Президента. 70 лет назад, 2 мая 1945 года, я в числе многочисленных бывших «восточных рабочих» и советских военнопленных присутствовал на торжественном открытии мемориала на братских могилах и знаменитого монумента. В последние годы я неоднократно посещал это скорбное место, участвовал в манифестациях, ежегодно организуемых Обществом «Цветы для Штукенброка» в первую субботу сентября. В юбилейном 2015 году я с супругой вновь получил приглашение от этого Общества для участия в очередной манифестации на братских могилах Штукенброка. Впечатлениями от этой поездки в Германию я хочу поделиться с читателями нашей газеты.
Недельная программа нашей поездки в Германию оказалась очень насыщенной и напряжённой. Мы прибыли в Дюссельдорф во второй половине дня 3 сентября. В аэропорту Дюссельдорфа нас встретили наши друзья, Уве Коопманн и Беттина Онезорге, бывшие учителя школы имени Берты фон Зуттнер в городе Дормагене под Дюссельдорфом, активисты Общества «Германия-Россия» и Общества «Цветы для Штукенброка». Уве и Беттина, работая в школе, принимали активное участие в организации обмена делегациями между школой имени Берты фон Зуттнер и московской школой № 863, неоднократно бывали в Москве. Вечером 3 сентября мы совершили пешую прогулку по Дюссельдорфу. Одним из пунктов нашей экскурсии было место, где в 1933 году был замучен эсэсовцами и казнён молодой коммунист, певец Хилариус Гилгес, активно выступавший против прихода Гитлера к власти. Недалеко от места казни Гилгеса находится площадь, названная его именем. Нам показали ещё одну достопримечательность в Дюссельдорфе: вновь открытую площадь имени Александра Сергеевича Пушкина.
День 4 сентября начался с поездки в Дормаген и посещения школы имени Берты фон Зуттнер (для справки: Берта фон Зуттнер – писательница, известный общественный деятель конца XIX – начала ХХ века, первый лауреат Нобелевской премии мира). Состоялась встреча со школьниками, затем приём у директора школы господина Дирка Римплера. В ходе беседы с директором выражалась тревога, не скажутся ли взаимные санкции Германии и России на сложившихся добрососедских, дружеских отношениях не только между партнёрскими школами, но и между нашими народами.
После визита в школу состоялось посещение кладбища в Дормагене, где есть могилы и наших соотечественников. Среди надписей на могильных плитах есть и такие: «Неизвестная женщина с дитятей», «Неизвестный мужчина». А главным событием в Дормагене был митинг памяти у детских могил, в котором приняли участие школьники и учителя из школы имени Берты фон Зуттнер, представители общественности, журналисты и бургомистр Дормагена господин Эрик Лиренфельд. Детское кладбище, которое находится в сквере в центре Дормагена, оформлено в виде большой круглой клумбы. По периферии клумбы лежат около тридцати надгробных камней с фамилиями похороненных детей: русских, украинцев, поляков. Год смерти у всех одинаков: 1944. Это скорбное место стало святыней города, часто посещаемой жителями и учениками школы имени Берты фон Зуттнер. На митинге выступил бургомистр с добрыми словами в наш адрес и в адрес всех, кто хранит память о жертвах фашизма. Мы возложили к могилам несчастных деток цветы с памятной лентой от бывших узников фашизма из России.
Возвратившись из Дормагена в Дюссельдорф, мы приняли участие ещё в одном траурном митинге на братском кладбище в районе Галлберг, где похоронены 1500 советских военнопленных. Митинг был приурочен к нашему визиту в Германию. В нём приняла участие группа активистов из антифашистской ассоциации VVN-BdA. Наиболее ярким было выступление Председателя отделения ассоциации в Дюссельдорфе Юргена Шуха. Он напомнил, что более четырёх тысяч принудительных рабочих 17 национальностей в годы войны было похоронено на кладбищах Дюссельдорфа. После митинга мы возложили цветы с памятной лентой от бывших узников фашизма из России к памятнику погибшим советским воинам. Наши друзья показали нам ещё одно скорбное место на другом кладбище Дюссельдорфа, где захоронены 507 наших соотечественников, погибших в фашистской неволе.
В субботу, 5 сентября нам предстояло принять участие в главном мероприятии нашего визита в Германию: манифестации у братских могил Шталага 326. После 2-часовой поездки из Дюссельдорфа мы прибыли в район Штукенброка. Перед посещением мемориального кладбища наши друзья привезли нас к железнодорожному вокзалу Хёфельхоф, в пяти километрах от Шталага, куда прибывали эшелоны с советскими военнопленными. На стене вокзала помещена мемориальная доска в память об этой истории. На доске – рельефное изображение лица с выражением ужаса: многие военнопленные, выгруженные из вагонов для скота, измождённые, голодные, обессиленные, были не в состоянии пройти эти пять километров, падали, подвергались избиениям, вплоть до убийства. Пленные назвали путь до лагеря «дорогой смерти».
На территории мемориального братского кладбища мы встретились с организаторами манифестации Вернером Хёнером и Йохеном Швабедиссеном. Как обычно, рядом с кладбищем был разбит большой студенческий лагерь. Студенты-антифашисты, очень политизированная часть немецкой молодёжи, активно участвуют в ежегодных манифестациях, оказывают техническую помощь организаторам, предохраняют мемориал от возможных провокаций и вандализма, а в свободное время проводят свои дискуссии на интересующие их темы истории, актуальных событий в мире, противостояния проявлениям неофашизма. Несмотря на ненастную погоду, на манифестацию прибыло большое количество активистов Общества «Цветы для Штукенброка» и других общественных организаций. А к нам присоединился приехавший из Гамбурга наш внук Ваня, аспирант МИФИ, работающий в настоящее время в Международном Ядерном центре «DESY» в Гамбурге.
Перед началом митинга состоялась церемония возложения венков к монументу в память о жертвах Шталага 326. Был возложен венок от Генерального консульства России в Бонне. Большой букет цветов с памятной лентой от бывших несовершеннолетних узников фашизма из России я возложил вместе со своим внуком.
Открыл митинг один из первых организаторов рабочего кружка и движения «Цветы для Штукенброка» Вернер Хёнер. Прежде всего, он высоко оценил посещение мемориала и выступление на митинге 6 мая 2015 года высшего представителя Германского руководства Федерального Президента Йоахима Гаука. В своём дальнейшем выступлении господин Хёнер коснулся ряда проблем. Он положительно отозвался о решении Германского руководства выплатить компенсации ещё живущим бывшим российским военнопленным. В части конфликта между Россией и Украиной он призвал руководство прекратить военную помощь Украине и отменить санкции против России. Он призвал Германское руководство оказать влияние на Турецкое правительство в вопросе прекращения войны против курдов. Призвал страны Европейского союза и США оказать поддержку странам, из которых идёт поток беженцев в Европу. Вернер Хёнер сообщил, что правительство отклонило ходатайство о восстановлении первоначального вида монумента в Штукенброке. При строительстве монумента в 1945 году на его шпиле был установлен красный флаг. При реставрации монумента в годы холодной войны красный флаг был заменён православным крестом. В последние два десятилетия был ряд обращений к руководству со стороны бывших военнопленных, со стороны общественных организаций России и Германии с призывом к восстановлению первоначального замысла и вида монумента, к сожалению, не нашедших положительного отклика.
С большой речью выступил историк, известный антифашист и сын антифашистов, участников подпольной организации «Красная капелла», расстрелянных в 1942 году, активист Берлинской организации «Kontakte-Контакты» господин Ханс Коппи. Он сообщил об установлении связей с бывшими военнопленными, которые удивлены и счастливы проявленным к ним интересом со стороны Германии. Ханс Коппи поблагодарил Общество «Цветы для Штукенброка» за длительную и трудную борьбу против имиджа «Злых Русских», использовавшегося в годы холодной войны в пропаганде против Советского Союза.
Председатель студенческой антифашистской ассоциации в Земле «Северный Рейн – Вестфалия» Коллин Хауке напомнил присутствующим, что такое война, и призвал сделать всё возможное, чтобы её избежать. Он отметил, что на самом деле всё делается наоборот: на Западе идёт пропаганда против России как врага демократии и рисуется лживая картина миролюбивой Украины.
Я в своём выступлении отметил большую роль Общества «Цветы для Штукенброка» в сохранении памяти о жертвах Германского фашизма, в превращении мемориала в Штукенброке в общегерманскую трибуну борьбы за мир, против милитаризации страны, против проявлений неофашизма. Я рассказал о нашем союзе бывших несовершеннолетних узников фашизма, о наших инициативах и активном участии в миротворческих акциях в России, о нашей газете «Судьба», опубликовавшей речь Федерального Президента Гаука, о том какое большое впечатление произвела эта речь на наших читателей. Ссылаясь на слова Президента о том, что в числе советских воинов, воевавших с фашистской армией и попавших в плен, были русские, украинцы, белорусы, представители всех народов нашей страны, я отметил, что братские могилы Штукенброка стали символом нашего интернационального единства в тяжёлые годы войны. Я отметил важность передачи нашего опыта, нашей живой памяти молодому поколению России и Германии. Я напомнил участникам митинга о нашем Обращении к молодому поколению накануне 70-летия Победы. Я выразил благодарность Обществу «Цветы для Штукенброка» и всем партнёрским антифашистским организациям Германии за их многолетнюю плодотворную деятельность по сохранению памяти о жертвах войны и защите мира между народами. В заключение я вручил организаторам манифестации экземпляры газеты «Судьба» с речью Президента Гаука, Обращение Российского союза ветеранов и благодарственные грамоты руководителям и активистам Общества «Цветы для Штукенброка».
После митинга ко мне обратились сотрудники архива Шталага 326 со следующей просьбой. В картотеке Шталага они обнаружили свидетельства о кратковременном пребывании в лагере для военнопленных гражданских лиц с детьми. Просьба состояла в том, чтобы газета «Судьба» опубликовала эту информацию, а бывшие малолетние узники, находившиеся в Шталаге, дали о себе знать, связались с архивом Шталага.
Шефство над нами в Штукенброке взял на себя сопредседатель Общества «Цветы для Штукенброка» пастор Йохен Швабедиссен. На следующий день, 6 сентября, он организовал для нас экскурсию в уникальное место, самый большой в Германии музей «Под открытым небом» в городе Детмольде. Это этнографический музей, демонстрирующий быт сельских жителей разных земель Германии, их дома, обычаи, ремёсла (кузница, ветряные мельницы, пекарни и пр.) А главной темой экскурсии были жизнь и труд принудительных рабочих из России и других стран в Германии в годы войны. Мы провели два очень приятных вечера в гостеприимном доме пастора и его супруги госпожи Эдельтрауд.
Утром 7 сентября супруги Швабедиссен привезли нас в предместье города Билефельда Бракведе, где я работал вместе с военнопленными из Шталага 326 на текстильной фабрике Бляйхе. Визит в Бракведе начался с посещения мэрии и приёма у заместителя мэра господина Петера Дикмана. На встрече присутствовали журналисты и местный краевед, историк Карл Бекманн. После беседы в мэрии вся группа, включая заместителя мэра, отправилась на экскурсию на территорию бывшей фабрики Бляйхе. На территории фабрики давно работают другие предприятия, но сохранился ряд построек, в том числе одно из старых зданий, где было моё рабочее место. Я делился воспоминаниями, показывал, где стоял барак военнопленных, где был гараж, переоборудованный под наше жильё, где была кухня, в которой готовили баланду из брюквы для нас и для военнопленных. Немцы слушали мой рассказ с большим интересом, но наибольший интерес, естественно, проявил историк господин Бекманн. При расставании я подарил ему экземпляр газеты «Судьба» с речью Федерального Президента Гаука.
Из Бракведе мы направились в Билефельд, на гору Иоганнесберг, где в годы войны был большой лагерь восточных рабочих «Бетлем». Там нас ждали активисты Общества «Против забвения.За демократию» во главе с одним из его руководителей господином Вольфгангом Герцогом. «Бетлем» был в основном женским лагерем. В нём содержались девушки от 14 лет и старше. Лагерь вмещал более 500 узниц, которых ежедневно гоняли на работу на предприятия Билефельда. Сейчас на месте лагеря построен павильон с исторической экспозицией и оригинальный памятник в виде большого бетонного подиума, сквозь который прорастают деревья. Подиум используется в качестве сцены во время ежегодных манифестаций, организуемых Обществом «Против забвения. За демократию». Активисты Общества подарили нам диск с записью самодеятельного спектакля-пантомимы, посвящённого жизни узниц «Бетлема». Активисты Общества проводили нас на вокзал, и мы уехали в Гамбург.
На следующий день, 8 сентября, в сопровождении нашего внука мы посетили мемориал на месте концентрационного лагеря Нойенгамме, недалеко от Гамбурга. Трудно передать впечатление, которое произвёл на нас этот мемориал. На огромной территории обозначены места бывших бараков. Сохранилось большое кирпичное здание, в котором размещена музейная экспозиция. Более 100 тысяч узников прошло через головной лагерь и 85 его филиалов. Свыше 49 тысяч погибло во время войны и при эвакуации лагеря. На территории лагеря построен Дом Памяти, в мемориальном зале которого перечислены имена всех жертв лагеря с указанием даты их смерти. В день нашего визита мы встретили на территории лагеря и в музее несколько групп немецких школьников, приехавших на экскурсии, видели, с каким вниманием они слушают объяснения экскурсоводов.
В последний день нашего пребывания в Германии мы имели возможность немного познакомиться с Гамбургом, как говорят, красивейшим городом Германии, посетить уникальный музей миниатюр, ботанический сад.
Поездка в Германию, посещение кладбищ и мемориалов, участие в митингах, встречи с друзьями, с простыми немецкими гражданами произвели на нас глубокое впечатление и надолго останутся в нашей памяти.
Владимир Ильич НАУМОВ,
бывший узник фашизма, профессор.
Москва.