Благотворительный центр «Хасдей Нешама» собирает невыдуманные истории. «ЭЙ ТЫ, НЕДОСТРЕЛЁННЫЙ!..»

Эпизод из жизни избежавших казни

Тулячка Маргарита Альбертовна Орлова (девичья фамилия Лусс) родилась 2 августа 1939 в местечке Ильино Ильинского района Смоленской области. Её мать Фаина Давыдовна происходила из еврейской фамилии Фарбер  (она была распространена и в Туле).

Отец Альберт Егорович Лусс был чистокровным латышом.

До войны семья жила в Калинине (до 1931 и с 1991 Тверь). В первый же день войны (22 июня 1941) они отправили Маргариту на родину в Ильино к бабушке Саре Моисеевне Фарбер, проживавшей там постоянно.

Первым нестираемым из памяти событием для нашей героини стало физическое и моральное испытание, о котором она написала так:

«В конце августа 1941 в Ильино вошли фашистские войска. В начале сентября всех евреев (около 3 тысяч человек, включая нас с бабушкой) согнали в гетто в конец селения, около еврейского кладбища. Гетто было обнесено колючей проволокой. Там с нами очутились наши соседи – семья Локшиных. Бабушка, как и все евреи, носила жёлтую звезду. Было очень голодно, все время хотелось есть.

Накануне наступления советских войск, когда они уже подходили к Ильину, 24 января 1942 всех евреев вывели из домов. Дома за нами заколотили и всех повели на расстрел. В этот день стоял сильный мороз. Нас много часов продержали на морозе, а затем вернули обратно в наши заколоченные дома. Бабушка долго меня растирала, так как я очень замёрзла.

Только позднее я узнала, что фашисты хотели нас расстрелять, а трупы спустить в озеро, но из-за сильного мороза оно замёрзло, а поскольку сделать большую прорубь они не успели, то решили перенести расстрел на следующий день.

Ночью все услышали выстрелы и решили, что фашисты начали расстреливать людей в домах. Не взирая на опасность, люди вышли на улицу и увидели советских солдат, одетых в белые маскировочные халаты. Так мы были спасены.

В дом, где жила бабушка, попала бомба, так что мы скитались по соседям.

В июне 1942 за нами приехала мама и увезла меня и бабушку в Калинин, где мы проживали до войны. Мама вспоминала, что мы с бабушкой были очень худые, а бабушка сильно состарилась. Она умерла в 1944 году, не дожив до победы, хотя ей не было 60 лет.

В моей памяти сохранилось чувство голода и страха».

К рассказу напрашивается маленькое дополнение. О некоторых еврейских семьях, живших в ХХ веке на территории Тверской губернии (тогда Калининской области), в Твери издана книга, которую скорее следует отнести к жанру буклета. Там собраны воспоминания о военном времени. На основе подобных записей и рассказов, сделанных нашими земляками, планируется составить книжку или главу, которая обязательно будет включена в историю тульских евреев.

Записал

 М. В. МАЙОРОВ

Тула

Другие статьи по теме

ОБРЕЧЕННЫЕ ПОБЕДИЛИ СМЕРТЬ

Печальная весть пришла из Израиля. Не стало Сергея Сушона — заместителя председателя Всеизраильской Ассоциации «Уцелевшие в концлагерях и гетто», бывшего узника гетто Ахмечетка, Доманевка Одесской области. Мы познакомились в Южно-Сахалинске…

Читать далее...

НЕ СГОРЕЛ!

Здравствуй, «Судьба»! Обращается к Вам житель д. Звизжи Калужской области Дзержинского района п/отд Звизжи с просьбой опубликовать в нашей газете «Судьба» статью «Возмездие» о наших многострадальных жителях села Вздружное Брянской…

Читать далее...

Германский Федеральный фонд «Память, ответственность и будущее» работает в России

Благотворительная программа четвёртого открытого конкурса проектов некоммерческих организаций, инициированная германским фондом «Память, ответственность и будущее», оказывает поддержку людям, пострадавшим от нацизма. Впервые к участию в конкурсе были приглашены некоммерческие организации…

Читать далее...

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ

Здравствуйте, уважаемая редакция! К вам обращаются сотрудники Музея уездного города Чистополя Республики Татарстан. Хотим выразить огромную признательность за Ваш гигантский ТРУД по изданию уникальной газеты. С недавних пор стараниями нашего…

Читать далее...

ДОРОГА ДОМОЙ

Из десятков тысяч сотен детей, захваченных фашистами, в Советский Союз вернулись единицы. Судьбу семьи Мажаровых  иначе, чем чудом не назовёшь. В годы  войны они прошли все круги ада: отец Фёдор…

Читать далее...
Языки