Удел стервятников

Невольники несвятого Валентина

В Германии сохранилось немало объектов, связанных со Второй мировой войной. Одни из них, под названием Валентин, лежит  на севере страны, в  стороне от традиционных туристических маршрутов. Но тут не до красот – внешне это мрачное олицетворение тевтонского духа. А связан  этот объект с   «кригсмарине» (ВМС гитлеровской Германии). Или, если совсем точно,  с  их ударной силой  –  подводным флотом. С какой целью  строили  Валентин? И кто его строил?

Британский лидер Уинстон Черчилль   писал: «Единственная вещь, которая по-настоящему тревожила меня в ходе войны, – это опасность, исходившая от немецких подводных лодок». Всего в годы Второй мировой войны в кригсмарине было 1166 подлодок, из них 859 непосредственно участвовали в войне на море.  2603 военных  и торговых судов  общим  водоизмещением более 14 млн тонн; 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота – таков общий ущерб, причиненный германским подводным флотом.

К началу Второй мировой войны, развязанной нацистским рейхом, у него было всего 46  подводных лодок, из которых  больше половины составляли устаревшие, малого тоннажа. Их можно было использовать разве что  в прибрежных водах и  для учебных целей.  Сказывались последствия запретов, наложенных Версальским договором (1919г.) на Германию, проигравшую  Первую мировую войну. Но вопреки всему милитаристские  круги довольно быстро начали возрождать флот и его подводную составляющую – тайно, а потом и явно. А  после прихода в 1932 году к власти Гитлера версальские ограничения были   отброшены в сторону.

 «Подводный курс» кригсмарине  четко определился вскоре  после её начала. Не имея возможности  противостоять  превосходящим  военно-морским силам  англосаксов в масштабных боевых действиях, особенно из-за малочисленности крупных надводных кораблей, Германия сосредоточилась на  более  слабом звене  –  коммуникациях. В борьбу за контроль над Атлантикой включился подводный флот.   Ибо  для западных союзников, особенно Соединенного Королевства,  океанские перевозки  имели жизненно важное значение. Нарушение германскими субмаринами маршрутов снабжения  грозило самому существованию островного государства – не только помощь  из Америки, но и почти все сырье для промышленности доставлялось морским транспортом.  А продовольствие? В 1939 году половина его необходимого количества поступало в Туманный  Альбион из-за границы морским путем.  «Если бы немецким подлодкам удалось прервать поступление всего необходимого за счет уничтожения торговых судов союзников, – пишет британский историк Крис Бишоп (Chris Bishop),  –  Гитлер мог бы выиграть войну».

А вскоре после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз атлантические коммуникации  обрели стратегическое значение и для Москвы. Ведь первоначально именно через северную Атлантику и портов США и Канады шли конвои с техникой и материалами по программе ленд-лиза в Мурманск и Архангельск.

«Уничтожить любое упоминание об «Атении»

Отсчет  эпохи войны на море  начался уже через десять часов после объявления Англией о вступлении во Вторую мировую.  3  сентября 1939 году в 9 часов вечера германская субмарина без предупреждения торпедировала английский пассажирский лайнер «Атения» с 1400 пассажирами на борту в 200 милях западнее  Гебридских островов. Погибло 112 человек, в том числе 28 граждан США. Однако представитель германского МИД и глазом не моргнул, заявив, что немецкие подводные лодки к этому делу непричастны.

Уже после поражения гитлеровской Германии адмирал Дёниц, командовавший подводными силами, а затем и главнокомандующий всем флотом рейха, в международном военном трибунале в Нюрнберге признал: он лично отдал приказ капитану подлодки U-30 26-летнему обер-лейтенанту-цур-зее Фрицу Лемпу уничтожить в вахтенном журнале любое упоминание об «Атении». А от  экипажа  U-30 Дёниц потребовал  хранить в строжайшей тайне все сведения, связанные с этим событием. Да и сам адмирал в своем дневнике уничтожил все упоминания об этом. Известна циничная фраза убежденного нациста Дёница: «Гуманность — это слабость». Эти слова фюрер запомнил …

Реализуя грандиозную программу строительства подводного флота,   германские верфи  до   1945   года построили   более  тысячи  подводных лодок разных  типов, в том числе океанских. Среди океанских были субмарины,  действовавшие не только в Северной, но и в Южной Атлантике, а также в Индийском океане.  Ряд из них совершали сверхдальние спецрейсы в порты Японии,   дальневосточного союзника нацистской Германии. Туда доставлялись образцы новых видов вооружений, стратегические материалы, технологические чертежи. Северный Ледовитый океан, Карибский бассейн, Южная Атлантика, Индийский океан, Страна Восходящего солнца… Наряду с новыми видами вооружений, в том числе ракетных, планами захвата Ближнего Востока и других регионов,  замышлявшимися  ударов по Америке  создание и использование субмарин сверхдальнего действия –   свидетельства дальнесрочного курса  нацистского режима  на контроль над миром, на мировое господство.

 Наряду со строительством более совершенных субмарин, в ходе которого применялись новейшие технические достижения,    коренным образом была перестроена тактика боевых действий подводных сил. Авторство новой тактической схемы принадлежит Дёницу.  В 1939 году он предложил для атаки на канвои использовать Rudeltaktik – тактику «волчьих стай». Действия группы подводных лодок и впрямь  напоминали поведение стаи волков (wolfpack) – преследование жертвы, зов (команда) вожака и в  итоге безжалостное растерзание  добычи. 

 Каждая «волчья стая» состояла из 6-9 подводных  лодок. При обнаружении морского конвоя на его пути сосредотачивалось несколько субмарин. В ночное время им надлежало атаковать противника из надводного положения, когда они были почти незаметны среди волн. А днём, пользуясь превосходством в скорости, обгонять тихоходные суда и занимать позицию для новой атаки. При этом подлодка, обнаружившая конвой, сама не атаковала, а поддерживала связь со штабом, сообщая оперативные данные. А штаб затем координировал действия всей стаи. Стальные «волчьи  стаи»  стремились как можно быстрее добить «подранков», чтобы перейти к поиску новых целей. Такая тактика позволяла целенаправленно бить по транспортам  вплоть до полного уничтожения.

 В марте 1942 года кавалер рыцарского креста  Дёниц потребовал, чтобы ежемесячно  в Германии со   стапелей сходили 20 новых субмарин.  Масштабная  программа нацисткой Германии по строительству  субмарин и подготовке экипажей  заработала на полных оборотах. Но военно-морские базы на побережье собственно Германии в  гео-стратегическом плане оказались не  слишком   удобными.  Чтобы выйти в открытый океан, необходимо было пройти через Северное море, контролируемое британским флотом. Но после стремительного захвата и оккупации Дании, Норвегии, Нидерландов, Бельгии и части Франции «третий рейх» получил в своё распоряжение практически всё Атлантическое побережье континентальной Европы.

Телеграмма Черчиллю от «папаши Шульце» 

В числе наиболее результативных командиров-подводников Германии был капитан-лейтенант Герберт Шульц. Его U-48  долгое время считалась самой «везучей». Суммарный потопленный тоннаж под командованием трёх командиров, последовательно сменявших друг друга, составлял 310 407 брт.  Лодка получила  право на двойную эмблему –  на рубке  рядом  с эмблемой «кошки» был нанесён персональный знак Шульце – «Белая ведьма». Сослуживцы же  попросту называли его   «Vaddi» (папаша) Шульце.

Но известность в прессе пришла к Шульце раньше других подводников вовсе не за его высокую результативность, а после нагловатого сообщения, прозвучавшего в эфире  11 сентября 1939 года: «Мистеру Черчиллю. Мы потопили транспорт Firby. Координаты           59.40 North, 13. 50 West. Спасайте экипаж, если хотите!». 

Пиком роста  и активности подводного флота рейха был сорок третий год. Однако по мере развития событий на всех фронтах Второй мировой, не в последнюю очередь на  ее главном фронте – советско-германском,   фортуна  отворачивалась от «подводных волков» Карла Дёница. Утрата  передовых и части основных баз в Европе, выход Италии из войны, восполнение Великобританией  и Америкой потопленных кораблей и их количественное наращивание лишили Германию первоначальных преимуществ и в итоге  стали фатальными для стай «Папы Карла».  После разработки  радаров нового типа, расшифровки кодов радиосвязи противника, увеличения количества эскортных и других кораблей инициатива перешла к союзникам.

Ко второй половине 1944 года американские и английские противолодочные силы, кардинально нарастившие свои силы и средства,  доминировали в Атлантике. «Подводным волкам» пришлось перейти к индивидуальным  атакам. Но им было далеко до вчерашних успехов. На каждое потопленное судно немцы стали терять одну боевую единицу.  Дёниц не мог не понимать, что с утратой Германией стратегической инициативы на фронтах Второй мировой его базы и субмарины  будут  подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам. Как при этом  обеспечить безопасность  на  новых базах?

И тут пригодился  опыт германского бункеростроения, в котором инженеры рейха знали толк. Особую роль в этом сыграл мощнейший комплекс укрытий близ Бремена, известный как  бункер Валентин (U-Boot Bunker Valentin). Это был самый  большой строительный  проект   нацистской   Германии.  Его сооружение началось в феврале 1943 года. А возводился он  поистине с тевтонским размахом. Бункер представлял собой огромный железобетонный параллелепипед длиной 450м. шириной 100м. Толщина его бетонных стен достигала 3-4,5м, перекрытий  – до 7,5м, что позволяло выдерживать удары десятитонных авиабомб.

«Орднунг» в бункере и  в последней столице рейха

При строительстве  супербункера Валентин и налаживании в нем производственного процесса использовался подневольный труд людей из оккупированных стран Западной  и Восточной Европы, советских военнопленных и заключённых так называемых трудовых лагерей, подконтрольных бременскому гестапо. Эти лагеря находились в радиусе 6 километров от бункера. Объект целиком находился под контролем кригсмарине, лагерный орднунгобеспечивала флотская охрана. Считается, что более 6 тыс. человек погибло во время строительства — больше, чем все потери населения соседнего города Бремен от бомбардировок за все время войны.Невольники содержались в переоборудованных подземных хранилищах для топлива. Всего на  принудительные работы  было согнано 10-12   тысяч   человек.   2 тысячи (а по другим данным – около 6 тысяч) из них погибли от невыносимых  условий.

Однако полностью реализовать намеченные по строительству планы немцам не удалось. К началу сорок пятого  готовность бункера составляла 90 процентов. Но  даже в преддверии грядущего неизбежного поражения рейха в войне строительство подлодок продолжалось.  Комплекс был  разделён  на тринадцать параллельных секций, каждая – для конкретной технологической операции.  Собиравшиеся из блоков лодки  последовательно доводились до готовности.  Через бронированные ворота бункера они выходили из на реку Везер для ходовых испытаний.   

Забегая вперед, скажем: единственная из малошумных лодок новой XXI серии вышла  из бункера-гиганта в Северное море в конце апреля 1945-го.  Командовал  ею уже знакомый нам корветтен-капитан  Шнее.  Но шли  последние дни войны. Субмарина, вышедшая в последний боевой выход в хронике подводных сил кригсмарине,  так и не выпустила ни одной торпеды. Хотя цели были… В послевоенное время  герр Шнее длительное время, вплоть до своего ухода в 1982 году в мир иной, возглавлял германский  союз подводников (Verband der U-Boots-Fahrer). Он на два годы пережил своего шефа Дёница.

Осужденный международным судом в Нюрнберге, бывший гросс-адмирал в список главных военных преступников внесен однако не был. Оправдываясь, он твердил: мол, выполнял приказ. Отбывая 10-летний срок  в тюрьме Шпандау,  самоуверенный «папа Карл» отнюдь не утратил своих нацистских амбиций. Он полагал: выйдет на свободу и возглавит Германию в ее движении «к расе господ». В этом  –  суть взглядов  Дёница. Он не изменил им до конца дней своих и с поражением фатерланда не смирился. 90-летний экс-гросс-адмирал потребовал от властей ФРГ проводить его  в другой мир в униформе нацистского кригсмарине. Получив отказ, оскорбился.

Не случайно именно Дёница, а не людей из своего ближайшего окружения Гитлер назначил своим преемником. В ночь  на 2 мая 1945 года Дёниц по радио патетически вещал  о том, что война будет продолжаться «во имя спасения Германии от разрушения наступающими большевиками». Это спасение преемник фюрера видел прежде всего в  сепаратном мире с западными державами, уводом войск и гражданского населения на запад.  Поразительно: Берлин уже пал, был подписан Акт о безоговорочной капитуляции, а во Фленсбурге, на самом севере Германии (земля Шлезвиг-Гольштейн), где окопался Дёниц и его правительство,  спокойно расхаживали немецкие офицеры в сухопутной, морской и даже эсэсовской униформе, со знаками различия, орденами. Здесь же действовало  ОКВ — верховное командование фашистской Германий  во главе с генерал-полковником Альфредом Йодлем. А в порту скопилось множество военных кораблей, экипажи которых жили по уставам кригсмарине.  Немецкий орднунг продолжал существовать. И все это на виду у англичан!

Так или иначе, гросс-адмирал фактически стал последним фюрером «тысячелетнего рейха». Но его «правление»  продолжалось недолго. 23 мая 1945 года Дёниц и  его министры,  главнокомандующий военно-морскими силами генерал-адмирал Ганс-Георг фон Фридебург и около двухсот высокопоставленных нацистов были арестованы английскими и советскими офицерами. Причем сделано это было в результате решительных требований  группы, которую возглавлял  начальник разведуправления 1-го Белорусского фронта генерал-майор Н.М.Трусов. Группу Николая Михайловича в составе 25 человек, включая радистов,  направил во Фленсбург маршал Г.К. Жуков, когда ему  доложили о правительстве Дёница, и о неприятии   англичанами мер по его аресту.

Стёртая надпись

В конце марта 1945 года британские и американские  лётчики нанесли бомбовый удар по укрытию Valentin. Из 15 сверхмощных бомб «Толлбой», в бункер угодили шесть.  Две 10-тонные и двухтонная противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, известная как «бомба Диснея», завершили  разрушение сооружений вне объекта – электростанцию, цементный завод и топливную базу. После этих ударов   строительные работы, а главное, сборка субмарин  были остановлены. А спустя четыре недели  бункер захватили британские войска.

Битва за Атлантику стала крупнейшим по масштабам и длительности морским сражением в истории Второй мировой войны. Оно продолжалась долгие шесть лет. Как символ того времени и поныне устрашающе возвышаются бетонные  колоссы в Норвегии, Франции и Германии, откуда  на охоту за союзными конвоями уходили   «волчьи стаи». Эти объекты-монстры, как уже отмечалось,  не раз пыталась разрушить авиация Великобритании и США.

Мы рассказали об одном из них – бункере  Valentin.  После войны он использовался американскими и британскими ВВС для отработки способов поражения особо защищённых объектов. Совершено было около 140 вылетов. Но полностью разрушить бункер так и не удалось. Его решили подорвать. Однако против этого решения выступила общественность, опасаясь, что взрыв такой массивной конструкции может нанести непоправимый урон соседним деревням и гидроэлектростанции.

В 2008 году Valentin был выкуплен   частными инвесторами. Здесь действует музейная экспозиция. А 8 ноября 2015 года был открыт мемориал жертвам нацистского режима.  Бургомистр Бремена Карстен Зилинг (Carsten Sieling) отметил, что новый мемориал увековечил жизни людей, принесенные в жертву милитаристской политике «третьего рейха». На открытии присутствовали  бывшие подневольные работники, их потомки, а также бывшие узники концлагерей, которых нацисты использовали на строительстве объекта. Однако радиостанция «Немецкая волна» (Deutsche Welle), рассказавшая об этом, не сообщила, пригласили ли на церемонию гостей из России и других постсоветских республик.

И последний штрих к этой истории. На стене, выходящей на реку Везер, местные активисты нанесли красной краской крупный слоган NO MORE WAR («Нет войне»). Но  он был закрашен  солдатами  бундесвера. Правда, неясно, сделали ли они это по  своей воле или по приказу свыше. Но нечеткие следы надписи оставались на стене довольно долго. Пока их не смыли дожди и морские ветры, а по большому счету – время…

Владимир Рощупкин,
кандидат политических наук

Другие статьи по теме

Герой корейской войны

На 98-м году жизни скончался Герой Советского Союза, ветеран двух войн: Великой Отечественной и в Корее, — генерал-майор авиации Сергей Крамаренко.

Читать далее...

С Днём Победы!

Искренне, от души благодарим Вас за тот радушный, исключительно тёплый и дружеский приём, который был оказан нам, членам Совета Общероссийской общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей»

Читать далее...

В период пандемии

Уважаемые Леонид Кириллович и Валентина  Дмитриевна, здравствуйте!       Завершается, уходит в лету 2020 год.       Год  75-летия Победы в Великой Отечественной войне, год Памяти и Славы.       Но, к сожалению,…

Читать далее...

Письмо С.Собянину

В последнее время ведется много разговоров о патриотизме. Президент страны Владимир Путин назвал патриотизм национальной идеей. Возродить в народе чувство патриотизма можно и нужно на примерах Великой Отечественной войны.

Читать далее...

Люди мира, на минуту встаньте!

11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

Читать далее...
Языки