Памятники на краю России

Более чем двухлетняя эпопея  восстановления захоронений военных летчиков на Уссурийском городском кладбище, погибших в ходе военного конфликта на корейском перешейке (1950-1953 гг.), завершилась, выражаясь высокопарно, победой здоровых сил общества.  Однако председателю правления местного отделения общественной организации «Боевое братство» Евгений Танасьеву, хотя и есть повод  для ликования, скорее грустно. Потому что в очередной раз в числе нездоровых сил оказались местные чиновники, с которыми пришлось судиться и которым пришлось доказывать очевидные вещи.  А ведь все можно было решить, что называется в рабочем порядке и  уложиться в пару месяцев.

Комдив Мурзин

Все началось осенью 2017 года, когда случайно ,в одном из старых секторов Уссурийского кладбища, начал падать  каменный двухметровый  обелиск с поблекшей красной звездой – его начали выворачивать корни не в меру разросшихся тополей.  Лишь тогда обратили внимание на то, кто под ним похоронен. Знакомьтесь: Мурзин Евгений Калистратович, родился в 1901 году, военную карьеру начал в гражданскую войну, впоследствии стал кадровым офицером. Участник боев на озере Хасан. Великую Отечественную войну встретил в должности помощника командира 418  стрелкового полка, затем стал заместителем командира полка, заместителем командира дивизии. В 1944 году был направлен в академию имени Фрунзе. В конце войны командовал 18 гвардейской мотострелковой Инстенбургской Краснознаменной ордена Суворова дивизией. Позже участвовал  в переговорах между Северной и Южной Кореей.

Архивы не раскрывают всех сведений о причинах гибели, упоминается лишь автокатастрофа на северо-востоке Китая. Особо указывается, что через три дня Евгений Калистратович должен был надеть погоны генерал-майора – в 45 лет. Похоронили его в Уссурийске ,солидный возвели по  тем временам обелиск и … забыли. В причинах этого разбираться не будем.

Евгений Танасьев, по архивным документам отследив всю короткую жизнь комдива, взялся за дело. У чиновников понимания не нашел, зато сумел увлечь своей идеей возрождения памятника участнику Великой Отечественной войны  служащих 83  отдельной гвардейской десантной штурмовой бригады, членов детско-юношеского клуба «Боец», юнармейцев и разумеется, членов своей организации.

Лишь одна деталь: каменное надгробие настолько плотно увязло в глине, что при его подъеме оборвался трос и весь подъемный механизм так и остался под плитой. Но глаза боятся, а руки делают: к 9 мая 2018 года состоялось торжественное открытие обелиска, на котором присутствовали как раз те, кто его и восстанавливал.

Вот именно тогда и были обнаружены заброшенные, с трудом узнаваемые  могилы военных летчиков, погибших в  ходе военного конфликта на корейском перешейке в 1950-1953 годах. Это подполковники Александр Васильев и Сергей Артемов, майоры Евгений Савинов, Иван Сова, Петр Сычев, Георгий Богданов, Александр Шеховцов, Виктор Сидоренков и лейтенант Николай Мальцев. Там же, в первом секторе, покоится и погибший в корейской войне Герой Советского Союза Иван Горбунов. Все, подчеркиваем – абсолютно все – участники Великой Отечественной войны, где они выжили, но погибли здесь, на Дальнем Востоке.

«Мы их туда не посылали»

Итак, девять до крайности запущенных могил.  Одно дело, за ними ухаживать, и совсем другое дело поднять их, реставрировать,  привести в порядок надгробия, некоторые, возможно, заменить вовсе – все это только активом не потянуть.  Определив примерный фронт работ, четко соразмерив  свои силы и возможности, Евгений Танасьев  в ноябре 2018 года обращается с письмом в комиссию по подготовке и проведению публичных слушаний с просьбой о включении в бюджет Уссурийского городского округа на 2019 год расходов в виде денежных средств на восстановление и ремонт девяти захоронений вышеназванных советских военных летчиков, включить эти средства в соответствующую муниципальную программу.  Триста тысяч рублей — во столько оценил Евгений Танасьев восстановление захоронений.

Разумеется, это сумма – просто навскидку, главное, чтобы муниципалитет признал эти могилы своими, а смету должны были согласовать заказчик и подрядчик. В общем, обычная рутинная работа, но ответ, который уже через два родился в недрах администрации УГО, просто шокировал Евгения Танасьева.

Смысл рожденной чиновниками цидульки заключался в том, что данные захоронения являются бесхозяйственными недвижимыми вещами (так написано в документе) и на учете Уссурийском городском округе в качестве муниципального имущества не значатся.  Мне это напоминает рассказы ветеранов  Афганистана. Сразу после вывода войск они пытались решать свои проблемы – медицинские, квартирные и прочие, — а им в военкоматах лощеные офицеры отвечали: «Мы вас туда не посылали». Конечно, не посылали. Нынешних чиновников города либо еще в проекте не было, либо они еще под стол пешком не ходили, когда наши летчики в небе Кореи совершали подвиги.

Сознательно не упоминаем об авторе той отписки, потому что этой «вещи» в администрации уже нет, но ведь сменили же  его подобные.

Евгений Танасьев опротестовал этот ответ в Уссурийском суде, заседания которого с переменных успехом продолжались полтора года. Окончательное решение было вынесено в апреле 2019 года и почти ничего не изменило. Кажется, администрация УГО глубоко вздохнула и выдохнула всеми стенам двух своих зданий, когда стало понятно, что она по-прежнему  н е отвечает за могилы героев. Ну, вот не было для чиновников и руководителей города корейской войны, и не погибали на ней советские летчики – и все тут.

И вот только тогда, уже отчаявшись убедить местную власть взяться за  реставрацию захоронений, особенно в канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, Евгений Танасьев с соратниками  обратился в иные инстанции.

Губернатор – наше все

Нет, это была не жалоба. Это был разговор  людей, для которых увековечивание памяти ветеранов войн – больших и малых – не пустые слова, не строчка в отчете перед вышестоящими, а выстраданное, через сердце прошедшее убеждение. Помните? Это нужно не павшим = это нужно живым.

Собеседником Евгения Танасьева стал Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, председатель союза ветеранов корейской войны Сергей Макарович Крамаренко. Говорили долго и жарко, проблемы у них были идентичны и потому понимали друг друга с полуслова.  А результатом стало письмо Сергея Макаровича губернатору Приморского края Олегу Николаевичу Кожемяко.  И это была не директива, не приказ. Это была боль, незажившая  рана, которая кровоточила даже сквозь строки официального письма.

«…Печально осознавать, что мои друзья, боевые летчики, погибшие на войне в Корее, похоронены на кладбищенской помойке в Уссурийске, а бандиты и чиновники – на лучших местах с удобными подходами и под мраморными плитами…»

Что называется, не убавить и не прибавить. Из рук Евгения Танасьева  это обращение губернатор получил 18 марта 2020 года – на встрече с жителями уссурийского городского округа. А к 18 апреля местная администрация УГО уже завершила основные работы по восстановления захоронений боевых летчиков. Браво губернатору, но ведь не будешь же обращаться к нему по поводу каждого захоронения воинов. Хоть  какие-то зачатки здравомыслия пора уже и посеять в муниципалитетах, особенно таких крупных как Уссурийск.

От того и грустно Танасьеву, что потрачено почти два года на бесплодные уговоры местных чиновников, которые с удовольствием тратили деньги на суды, а энергию — на заклание самой идеи о возможном появлении – в будущем, конечно, — мемориала погибшим летчикам. Они и сейчас  — по недомыслию или по ущербности воспитания  — считают себя проигравшими.  Зато юнармейцы, все патриотические организации города, то есть как раз  те самые здоровые силы общества, которым противостоит кучка чиновников, уже взяли захоронения под свой контроль. Уход будет обеспечен, и не это ли во всей этой истории главное.

Евгений ИЗЪЮРОВ,
член союза журналистов России.

Другие статьи по теме

Москва отметила день памяти и скорби

22-23 июня 2016 г. в Москве, на Поклонной горе, состоялось очень важное для каждого из нас мероприятие. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в рамках Общероссийского исторического собрания провёл…

Читать далее...

Проект в развитии

«С легкой душой» 12.11.2015 в Волгоградском еврейском общинном центре прошла очередная массовая встреча за кружечкой чая в рамках проекта «Живая память военного поколения. Поддержка людей, пострадавших от национал-социализма, проживающих в…

Читать далее...

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «РЖЕВ. КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ»

Активисты Бурятского Регионального Отделения ВДМОД «Волонтёрская Рота Боевого Братства» примут участие вМЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «РЖЕВ. КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ» в рамках Вахты памяти 2021 года Вахта будет проходить традиционно в Ржевском районе…

Читать далее...

Массовое награждение

В Бурятии проживают 12 796 ветеранов ВОВ, из них 865 участники- инвалиды всех групп, более 11 тысяч – участников трудового фронта, 2200 вдов, 32 бывших несовершеннолетних узников фашизма. В дни празднования…

Читать далее...

Мемориал в Рубцовске

Открыт мемориал «Непокоренные» В Рубцовске состоялось открытие сквера и памятника «Непокоренные. Инициативу создания сквера проявили ветеранские общественные организации. Их поддержал Почетный гражданин города Виктор Новиков. Виктор Семенович знает о войне не…

Читать далее...
Языки