О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ В НАШИХ РЯДАХ

НАДО ПРИЗНАТЬ: последние годы отмечены определённым спадом в деятельности РСБНУ. Сегодня, мы, узники, уже не те, что были в 90-е годы, когда зародилось наше движение. Сегодня средний возраст активистов – 82 года. Существенно редеют наши ряды. Как по причине неотвратимости биологических законов природы, так и по причине ложного вывода о якобы достигнутом потолке в решении наших проблем. Представители организаций бывших малолетних узников фашизма редкие гости на различных заседаниях, собраниях, общегосударственных мемориальных мероприятиях. Их «не замечают». Напрасное занятие искать фамилии активистов РСБНУ в списках членов организационных, экспертных и иных комитетов и комиссий, связанных с подготовкой к памятным, знаменательным событиям Великой Отечественной войны. Гранты и субсидии узникам не выделяются, на их получение они «стоят» в общей очереди, зачастую не выдерживая конкуренции с молодёжью. Всё реже приглашают нас в школы. Встречи руководителей республик, областей, краёв, городов и районов с узниками стали редкостью. В связи с этим в 2019 году Председатель РСБНУ обратился к руководителям республик, краёв и областей, где были созданы организации РСБНУ (а таких регионов в стране 68) с просьбой практически решить вопросы относительно:

— ежегодного торжественного проведения республики Международного дня освобождения узников фашистских лагерей (11 апреля) с участием высоких должностных лиц;

— участия представителей общественной организации БМУ в общественно-политических мероприятиях (парады, сессии, конференции, торжественные заседания, открытые слушания, фестивали, конкурсы), что прямо или косвенно затрагивает интересы БМУ, их детей и внуков;

— обеспечения государственного и вечного хранения документов, материалов, писем БМУ с воспоминаниями о трагическом прошлом;

— поддержки издания и распространения воспоминаний БМУ, их газеты «Судьба», проведения презентаций книг, альбомов и газет, авторы которых узники;

— поддержки школьных музеев, а также «домашних уголков», созданных узниками;

— создания художественно-музыкальных композиций, кинофильмов и слайдов, посвящённых узникам и демонстрируемых в школах и образовательных учреждениях, в соцсетях Интернета.

Откликнулось руководство всех субъектов России! Оказалось, что в 50 регионах России организации БНУ действуют. И – активно! Они связаны с органами местной власти, сотрудничают с общественными организациями, отстаивая интересы жертв, занимаются серьёзными проблемами. А что же в остальных, в 18-ти других регионах, где проживают узники? Почему не слышно ничего об их организации в Уфе, Вологде, Златоусте, Иваново, Мурманске, Великом Новгороде и Нижнем Новгороде, Оренбурге, Омске, Орле и Сочи. Когда-то они активно действовали. Узники общались, обсуждали проблемы, участвовали в общих делах. Что случилось? Почему угасла жизнь в некогда бойких объединениях жертв фашизма? Неужели дело в возрасте, в естественном процессе старения? Или пандемия повлияла? Нет, дело ни в том и не в другом. В чём же? Ответ на этот вопрос только один.

 Последние годы в жизни некоторых наших организаций наметился отход от тех высоких моральных, этических норм и принципов, которые провозгласили зачинатели нашего движения. Многие из нас, даже среди активистов, присутствующие в этом круге, в своей деятельности руководствуются сомнительными принципами, далёкими от первоначальных идей и опыта деятельности нашего Союза.

— Среди наших руководителей появились начальники.

— Вместо открытой, принципиальной критики недостатков на страницах своей независимой газеты, со «своим» редактором и членами редакционной коллегии, мы предпочитаем огульность, охаивание, очернительство.

— Вместо ответственности друг за друга, тут и там процветает круговая порука.

— Вместо толковой и серьёзной предприимчивости, на каждом шагу мы видим или узкий практицизм, меркантильность или показуху, интриганство, при которых упускается из виду и затушевывается общественно-политическая сторона дела.

— Чувства гордости вытесняются тщеславным важничаньем.

— Теперь мы предаём своих товарищей, при всяком удобном случае стараемся унизить их. (Вспомним позорные судебные процессы меж узниками в Москве и Брянске).

— Мы забываем, что наш Союз – это всегда «Мы» и никогда «Я».

— Вместо реального участия в наших акциях слышишь раздражение и недовольство, а то и гнев части узников. Мол, плохо помогаете нам, слабо защищаете. Почта «Судьбы» полна фантастическими требованиями «дай», сплошными вопросами, связанными с ожиданиями прибавки к пенсии, – «Когда?».

Знакомые журналисты меня часто спрашивают: как удаётся в обстановке сплошных обвинений «должны», «обязаны» сохранять терпение и не бросить, а продолжать вести абсолютно нерентабельное издание и формировать средства для его распространения в течение вот уже 30 лет? Ответ один-единственный. Я – бывший несовершеннолетний узник фашизма. Я родился перед войной. Пережил оккупацию. Угон в Германию. Концлагерь. Чудом уцелевший был возвращён на Родину. Окончил школу, техникум, отслужил в армии. В лучшем вузе страны, в Ленинградском госуниверситете, получил профессию журналиста. Позднее, в конце 80-х, осознав, что пережито
в войну, я понял, что тема войны, оккупации и жертвенного подвига советских детей дорога мне своей святостью и будет сопровождать меня до конца дней моих, до самого последнего вздоха, дарованного судьбою.

К счастью, так живёт и действует не один только я. Судя по той же почте, по звонкам и письмам, рассказывающим о делах и судьбах бывших малолетних узников и их объединений, по той поддержке, которую получает газета «Судьба», скажу откровенно: нет силы, которая могла бы поколебать нашу решимость отстаивать жизненные интересы людей, переживших войну, рассказывать об их горьких судьбах, о том, сколько горя и бед причинил нам фашизм.

 30 лет назад, повинуясь голосу совести, зову гражданского человеческого долга, невероятными усилиями в России возведена на пьедестал святости скорбная, скудная от свалившегося горя и перенесённых бед фигура бывшего малолетнего узника. Мы добились того, чтобы образ этот как можно глубже проник в общественное сознание. Неужели позволим померкнуть нашему святому образу? Неужели суждено забыть о том, кто мы и откуда? Неужели уроним фигуру малолетнего узника с сообща воздвигнутого пьедестала? Эти вопросы не дают покоя.

Другие статьи по теме

НАШ НЮРНБЕРГ

Геноцид советских граждан  в период
немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг.
Документы газеты «Судьба

Читать далее...

МЫ ЕЩЁ ЖИВЫ!

Делегаты, участники и гости конференции. Повестка дня конференции

Читать далее...

Анонс к выпуску №196

Читать и скачать Выпуск №196 с Яндекс.Диск

Читать далее...

КАК ГАЗЕТУ «ДОГОНЯЛИ»?

Из Волгограда позвонила Тамара Андреевна Гончарова, организатор коллективной подписки на пятерых в один адрес. – «Судьба» №5 не поступила. «В чём дело?». Хорошо помню, что ровно месяц назад  посылки с…

Читать далее...

БЛОКАДНИКИ ЛЕНИНГРАДА ПРЕТЕНДУЮТ НА ВЫПЛАТЫ ОТ ГЕРМАНИИ

Около 4,5 тысяч жителей блокадного Ленинграда могут претендовать на новые выплаты от Германии, рассказали РИА Новости в Минфине ФРГ, комментируя итоги переговоров с организацией «Конференция по вопросам материальных претензий евреев…

Читать далее...
Языки