В детдом не отдали
Родился я за два месяца до начала Великой Отечественной войны в селе Гужиртай Селенгинского района, в верховьях реки Темник. Мой отец, 1907 г.р., возглавлял бригаду сплавщиков леса. В июне 1941 года отец, оставив нас, семерых детей и маму, ушел на фронт. В 1943 году, получив извещение о гибели отца, который был захоронен в братской могиле города Калуги, мама вывезла нас в село Иро того же района. Заселились мы в заброшенный дом, который восстанавливали всем селом. Все тяготы и испытания на выживание легли на плечи нашей мамы – Таисии Корниловны. Она сделала все, чтобы мы не умерли от голода. Приходилось есть все – и мерзлую картошку, и жмых, и прочее. «Сочувствующие» сельчане не раз рекомендовали маме отдать меня с братом в детдом, на что всякий раз получали только отказ.
В нашей деревне была школа-семилетка, где мы учились вместе с ребятами из бурятских семей, с которыми были очень дружны. Благодаря им мы даже немного знали бурятский язык. Многие из нас, лишенные счастливого детства, в годы трудного юношества рассуждали по-взрослому. Сознавали, что для обеспечения себе достойной жизни необходимо учиться. Мама умерла рано – ей исполнилось всего 59 лет, поэтому вся моя сознательная жизнь формировалась самостоятельно: железнодорожное училище, формовщик-литейщик ЛВРЗ, служба в рядах Советской Армии, вечерняя школа, ВСТИ, пять лет на тонкосуконной фабрике, 37 лет на заводе «Теплоприбор». Все это было пройдено без наставлений и советов кого-либо.
С будущей женой Татьяной познакомился в училище. Она также из многодетной семьи. Её отец вернулся с войны инвалидом, а детство ее также было «несладким». После моей службы в армии мы поженились – 50 лет вместе. Наше счастье в двух детях и пяти внучатах.
Михаил Константинович ПАРФЁНОВ,
21 апреля 1941 г.р.