ЭХО МЕЖДУНАРОДНОГО АНТИФАШИСТСКОГО ФОРУМА
АНТИФАШИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА
Выступление директора МАОУ СОШ с УИОП города Балашиха (Московская область) Сучковой Юлии Александровны на Международном антифашистском Форуме (сентябрь, 2020)
Времена изменились, а вот слово «фашизм» мы слышим все чаще и чаще, причем как ни странно все больше среди молодежи, только смысл этого слова стал совсем иной. Как фашизм проявляется сегодня? Почему сегодня так часто рядом встречаются эти два слова – «фашизм и молодежь»?»
При исследовании этого вопроса было обнаружено, что в наше время профашистские молодежные движения, партии, организации позволяют все больше демонстрировать свою неприязнь, злобу и ненависть к представителям Кавказа и Средней Азии или просто обладателям небелой кожи и не русских черт лица наиболее открыто, непосредственно, при любом удобном случае. И все больше молодёжи привлекают к своему движению.
Эрих Фромм говорил: «Фашизм привлекателен и может достичь успеха только в том случае, если его идеология и пропаганда имеет определенное сходство с мыслями и стремлениями широкой категории народных масс. «При этом чрезвычайно важно знать, что у людей всегда существуют действующие динамичные элементы психики, которые делают возможным добровольный отказ человека от свободы, принятие и поддержку фашизма.»
На смену распущенным после Второй мировой войны фашистским организациям пришло новое праворадикальное движение — Неофашизм — термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций.
Важнейшие отличительные черты многих неофашистских политических течений и организаций крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы.
Неофашизм враждебен гуманизму, культивирует иррационализм, часто использует фашистскую атрибутику (свастика, чёрная униформа, фасции и др.) и ритуалы (приветствия посредством выброшенной вперед руки, факельные шествия и др.).
Фашизм всегда обращал особое внимание на молодежь, видя в ней ту силу, которая благодаря своей энергии и решительности способна сломать традиционные парламентско-демократические институты. Нацистская партия льстила молодежи, заигрывала с ней, эксплуатировала ее политическую неопытность.
ЛЮДИ ПОВИНУЮТСЯ РЕФЛЕКСАМ
Выдающийся российский психиатр В.М.Бехтерев писал, что людьми управляют коллективные рефлексы. Как только для больших масс населения создаются неблагоприятные условия — они повинуются рефлексам. Люди начинают действовать неразумно, подчиняясь слепому животному началу, инстинкту.
В то же время, продолжают действовать и более «ортодоксальные» неофашистские группы. Они усилили работу в молодежной среде (среди так называемых «скинхэдов», футбольных болельщиков и т.д.). Привлечение молодежи. Несомненно, что основой скин-движения бритоголовых является молодежь. Именно из среды подростков и несовершеннолетних движение черпает свои новые кадры. Участники скин-группировок в той или иной мере стремятся производить определенную вербовочную и пропагандистскую деятельность.
Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.
Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.
Мы знаем, что потребность в общении со взрослыми у детей и подростков велика. Однако при психической деморализации подростков нормальное их общение со взрослыми в семье и образовательном учреждении нарушается, хотя потребность в нем остается. Это приводит к поиску суррогатов такого общения, к знакомствам со случайными лицами. В большинстве случаев ими оказываются лица, ведущие антиобщественный образ жизни.
В силу возрастных особенностей и недостаточности жизненного опыта подростки в неблагополучных семьях воспринимают такой образ жизни как норму, считают естественным разрешение бытовых и досуговых конфликтов насильственным путем… Это ведет к замкнутости, озлобленности, мстительности и к стремлению любым способом доказать, что они не хуже других.
АНТИФАШИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПАТРИОТИЗМ
Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.
Для борьбы с профашистскими организациями в противовес возникает антифашистское движение.
Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения.
Сегодня, как никогда ранее, перед российским обществом стоит задача сохранить историческую память о событиях героического прошлого нашего Отечества. К сожалению, мы вынуждены отметить, что события Великой Отечественной войны стали постепенно стираться из памяти не только отдельных людей, но и некоторых народов. События в мире заставляют задуматься над происходящим: Украина, Польша, Болгария, Венгрия, Латвия, другие государства уничтожают и оскверняют памятники солдатам — освободителям народов от фашизма. Одни не хотят помнить прошлое, искажают истину в угоду личной наживе, в угоду «его величеству доллару» набело переписывают историю, другие учат молодое поколение не горькой правде жизни, а лицемерию, лжи, ненависти… Военные преступники — пособники фашистов, становятся национальными героями. Истинные герои в ряде стран подвергаются оскорблениям и унижениям со стороны сильных молодых одураченных парней и девушек, не понимающих порою, что творят…
Многочисленные опросы жителей Германии, Англии, США, других государств, заставляют всерьез задуматься над угрозой, вытравить из памяти людской правду о второй мировой войне. Подобное происходит и с исторической памятью более далекого прошлого, начиная с Отечественной войны 1812 года, наши недоброжелатели стараются исказить, принизить мужество и героизм российского воинства, подобное можно наблюдать и с событиями русско-японской и первой мировой войны 1914-1918гг…
«ЛИШЬ ТОТ ДОСТОИН ЖИЗНИ И СВОБОДЫ, КТО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗА НИХ ИДЁТ НА БОЙ»…
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, реализации прав и обязанностей, укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, максимальное развитие своих способностей с целью обеспечения успешности.
Наш задача — создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Много лет наша школа сотрудничает с Обществом БНУФ. За время совместной работы мы убедились, что ребята, которые работают над исследовательскими проектами в данной области, вдумчивее относятся к своим словам и поступкам, активнее выражают свою жизненную позицию, глубже впитывают знания о событиях Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Юное поколение должно знать все о народном подвиге, о людях, отвоевавших мир, о важнейших битвах на пути к Победе. Урок, который должны получить правнуки солдат самой кровопролитной войны 20 века, велик и прост: лишь тот народ может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу и за свое будущее. В ходе работы над проектом значительно возрос интерес к героическому прошлому страны, ребята стали активнее проявлять свою гражданскую ответственность. Активисты музея выступали со своими проектами не только в нашей школе, но и на мероприятиях регионального, федерального и Международного уровня.
Наша работа соответствует программе «Патриотическое воспитание молодежи на 2016 – 2020 и последующие гг.». Для сохранения исторической памяти о прошлом нашего государства, разработан комплекс патриотических мероприятий различных уровней. Это научно-практические и практические конференции, круглые столы, форумы, семинары, мастер-классы, олимпиады и викторины. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В сегодняшних условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Поэтому самым важным в нашей работе мы видим именно сохранение исторической памяти и противостояние фальсификации исторической правды о героическом прошлом и героическом настоящем нашего Отечества.
МУЗЕЙ «НАСЛЕДИЕ» — КАЖДОЙ ШКОЛЕ!
1. За последние три года в нашем школьном музее проведено более сотни тематических экскурсий, лекций с элементами беседы и презентаций проектов. Среди них:
— «Наши земляки – Герои Советского Союза» ( 9 тематических лекций бесед)
— «Наши земляки — участники Афганской войны» (7 лекций с презентацией темы);
— «Опаленное войной детство» (об узниках концлагерей 4 лекции-экскурсии);
— «Чеченский узел» (5 презентаций и бесед о наших земляках, погибших на Северном Кавказе и в Чечне);
— «История Новогодней игрушки»(4 тематические беседы с презентацией темы);
— «Жизнь и быт крестьян в 20 веке» (7 экскурсий), другие экскурсии.
2. Подготовлены исследовательские работы и проекты:
— «Фальсификация истории второй мировой войны»;
— «Программа Лебенсборн: инкубатор арийской нации»;
— «Шли мальчишки по дорогам Великой Отечественной войны»;
— «Россия – Япония: вчера, сегодня, завтра» и другие проекты.
3. Успешно осуществлен социальный проект: «В память о наших земляках, посадим цветущие сады!». Проект выполнялся на протяжение двух последних лет.
В результате на школьном дворе расцвел сиреневый сад – в память о Героях России, погибших 1-3 сентября 2004 года при освобождении заложников в школе № 1 города Беслана, Северная Осетия. Каждый куст сирени оснащен памятной табличкой с кратким описанием.
В память о Героях Советского Союза – наших земляках, погибших на полях брани в Великой Отечественной войне посажен яблоневый сад.
Третий, вишневый сад, посажен в память о всех защитниках Отечества, погибших при выполнении воинского долга.
4. Актив школьного музея в рамках партнерского сотрудничества с МООО БНУФ, четыре года подряд принимал участие в торжественных мероприятиях в музее Победа на Поклонной горе. Ребята представляли исследовательские проекты, посвященные памятным датам истории нашего государства.
2017г. исследовательский проект: «Память. Дети – бывшие узники концлагерей рассказывают…»;
2018 г. литературно-музыкальная композиция: «Инкубатор арийской нации – программа Лебенсборн»;
2019г. исследовательский проект: «Нюрнбергский процесс: бывшие узники фашистских концлагерей обвиняют…»;
2020г. Исследовательский проект: «Не прерывается воспоминаний нить…».
5. На базе школьного музея «Наследие» совместно с МООО БНУФ 4 года подряд проводились региональные конференции, посвященные Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. В мероприятиях участвовали представители районных и городских отделений БНУФ Московской области, руководители школьных музеев и бывшие узники фашизма. В 2019 году на базе школы Международная научно-практическая конференция с участием членов общества помощи ветеранам в России (г. Дрезден).
6. В 2020 году на базе МАОУ СОШ №3 с УИОП проводился Региональный конкурс исследовательских и проектных работ «Непокоренные». В конкурсе приняли участие более 14 муниципальных образований Московской области. На конкурс было представлено свыше 80 работ. Конкурс проводился в дистанционном формате. Исследовательский проект «186 ступенек» ученицы 11 класса Николаевой Софьи стал победителем в номинации «Непокоренные», отобрана немецким обществом помощи ветеранам в России, переведена на немецкий язык и предложена для изучения в школах г. Дрезден.
7. МАОУ СОШ №3 с УИОП активно сотрудничает с ГБО ВООО «Боевое братство» и со спецподразделением ФСБ «Вымпел» ветеранами Великой Отечественной войны.
— Ветераны боевых действий в Демократической Республике Афганистан, Чеченской Республике и других «горячих точка» проводят мероприятия патриотической направленности со школьниками и родительской общественностью.
Незабываемые уроки мужества, способствующие сохранению исторической памяти о событиях 1979-1989 годов в Афганистане. Здесь героически погибли и посмертно награждены Орденами боевого Красного Знамени наши земляки, юные мальчишки навсегда оставшиеся двадцатилетними. В Чеченской Республике жители города Балашиха также героически проявили себя, и память о них сохраняется в стенах музея «Наследие».
— Легендарные спецподразделения ФСБ РФ «Альфа» и «Вымпел» неоднократно показывали примеры мужества, героизма и самопожертвования ради сохранения целостности нашего государства, ради сохранения жизни мирного населения. Северная Осетия, Беслан, 1- 3 сентября 2004 года, захват заложников в школе № 1. Во время штурма при освобождении учеников, преподавателей школы и родителей героически погибли 10 человек из этих подразделений. Мир содрогнулся от происшедшего. В школьном музее бережно сохраняется память о Героях. В их честь на территории школы высажены кусты сирени. Каждый куст с именной табличкой, где указаны скупые данные о героях. Весной на школьном дворе буйно цветет сирень, привлекая внимание жителей Павлино. Первоклассники, переступая порог школы, активно включаются в поисковую работу по сбору информации о каждом герое, пополняя архивы музея новыми находками.
— Ветераны Великой Отечественной войны – живая легенда, люди, добывшие в неимоверных трудах на полях брани великую долгожданную Победу – постоянные гости музея «Наследие». Их рассказы, воспоминания о мужестве и героизме боевых товарищей, позволяют школьникам соприкоснуться к событиям 75 летней давности, осознать, какой высокой ценой далась победа советского народу. Яблоневый сад расцветает в память о Героях Советского Союза, и вишневый сад в память о всех участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
— Школьники участвуют в круглых столах и конференциях, исследовательских работах и проектах, посвящая их нашим землякам – участникам войны 1941-1945 гг.
Накануне Дня Победы в школе проходили акции: «Сад Победы»; «Окно Победы» — ребята украшали окна своих квартир плакатами, георгиевскими лентами, зажигали свечи в память о войне. На базе музея проводились конкурсы рисунков и поделок: «Война глазами детей 21 века». Дети приняли участие в Московском областном конкурсе чтецов: «История Победы в стихах». Школа сохраняет историческую память о Великой Отечественной войне.
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.
Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
ВНИМАНИЮ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ, УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ, ХРАНИТЕЛЕЙ И СОБИРАТЕЛЕЙ НАРОДНЫХ МУЗЕЕВ
Об основных моментах становления, реализации целей и планов, а также последствий фашизма, неофашизма и антифашизма шёл обстоятельный разговор на Международном антифашистском Форуме, проходившем в Москве с 7 по 10 сентября в рамках плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года памяти и славы, установленного Администрацией Президента РФ.
Документы и материалы Форума, его решения и рекомендации, опубликованные в российской газете «Судьба» (издание Международного союза бывших малолетних узников фашизма), высылаются по почте наложенным платежом.
Заявки принимаются по адресу электронной почты: sudba2009@yandex.ru