Справедливость вопиет из могил — раунд 2
Очистить посевы пшеницы от пепла
(22 июня 1999 г., Бонн)
Из письма вице-премьер-министра Украины
В. Смолия Федеральному министру по особым
поручениям ведомства Федерального
канцлера ФРГ Бодо Гомбаху
(№ 26-2105/8 от 14.06.99 г.):
“Осознавая, что вопрос компенсаций не должен омрачать партнерские отношения между нашими странами, я решил обратиться к Вам с этим письмом, чтобы сообщить о позиции Украинского правительства по ряду аспектов проблемы компенсаций.
Одобрительной оценки заслуживает решение немецких предприятий и Федерального правительства о том, что возмещение должно осуществляться независимо от национальности и гражданства жертв нацизма. С другой стороны, информация о том, что сумма компенсаций может зависеть от уровня пенсий в том или ином государстве означает применительно к Украине, что наши граждане получат значительно меньше того, что получат другие. Мне кажется, подобная логика небезупречна и может привести к последствиям, противоположным замыслу инициаторов акции – то есть вместо взаимопонимания столкнёмся с разочарованием и неудовольствием большого числа людей.
Я прошу Вас, уважаемый господин Федеральный министр, употребить свое влияние для того, чтобы здравый смысл и справедливость взяли верх в решении данной проблемы.
Хочу также затронуть вопрос о распределении средств между прямыми компенсациями и Фондом будущего. По нашему мнению, непосредственно на выплаты должна быть направлена основная часть средств, потому что суть возмещения заключается в том, чтобы по возможности быстро и ощутимо помочь жертвам с учетом их возраста и состояния здоровья”.
Из расчета возможной суммы компенсации (расчет проведен членом бюро ЦС МСБМУ, доктором экономических наук, профессором Дубровинским Д.Л. – Ростов-на-Дону):
“1. Исходные данные:
а) Неделько Лидия (работала в Дортмунде в Hoesch Stahl AG)
Начисленная зарплата:
9 мес. – с 01.04.43 по 31.12.43 – данные не сохранились
12 мес. – с 01.01.44 по 31.12.44 – 1227 RM
1 мес. – с 01.01.45 по 31.01.45 – 325 RM
(Письмо фирмы от 27.07.1992 г. № 54 Р-ВЕА-Р).
б) Домбаев Степан (работал в Йене, фирма “Йеноптик”)
Начисленная зарплата:
2,5 мес. – с 16.10.42 по 31.12.42 – 144 RM
12 мес. – с 01.01.43 по 31.12.43 – 1147 RM
12 мес. – с 01.01.44 по 31.12.44 – 1821 RM
3,3 мес. – с 01.01.45 по 11.04.45 – 428 RM
(Письмо фирмы от 03.05.1994 г. № 1653696).
2. Среднее время работы в Германии одного человека (примерно) – 30 мес.
3. Среднемесячное начисление зарплаты – примерно 115 RM, 1942 г. – 58 RM, 1943 г. – 100 RM, 1944 г. – 114 RM, 1945 г. – 175 RM.
4. Среднемесячная выдача зарплаты – 8 RM.
В 1942 и 1943 гг. ничего не выдавалось, в 1944 и 1945 гг. выдавалось по 16 RM.
5. Задолженность по зарплате в среднем за месяц составила 107 RM (115 — 8 = 107).
6. Задолженность по зарплате за 1942 — 1945 гг. (30 месяцев) в среднем на одного человека составила 3210 RM (107 х 30 = 3210).
7. Банковский процент (3% годовых за период с 1946 по 1998 гг.) составляет (по сложным процентам, когда % умножается на %) 499%.
8. Всего сумма компенсации равна 16018 DM (3210 RM 4,99=16018).
9. Затраты на питание, одежду, коммунальные услуги и др. не учитывались, так как труд носил принудительный характер.
Примечание. Вывод о фактической выдаче зарплаты сделан на основании опроса более чем тысячи бывших принудительных рабочих”.
Из расчетных данных о возможной сумме компенсации, представленных председателем комиссии МСБМУ по вопросам “нацистского золота ” и компенсационных выплат, кандидатом экономических наук Макодзебой В.И. (Черкассы):
“В соответствии с опубликованным 30 июня 1942 г. в рейхсбюллетене разъяснением о труде восточный рабочий должен получать на руки от 7,1 до 35% того, что полагалось немецкому рабочему.
При шестидневной рабочей неделе сумма долга за неоплаченный принудительный труд составляла примерно 150 RM в ценах 1941 — 1944 гг.
При средней продолжительности труда граждан СССР (2 года) сумма выплаты составляла 3,6 тыс. RM.
С учетом удешевления марки в три раза минимальная сумма компенсации в ценах 1997 г. должна составлять 10,8 тыс. DM”.
Представители жертв считают приемлемыми предложения:
– о четком разграничении понятий “жертва рабского труда” и “жертва принудительного труда”;
– о необходимости установить категории: а) работавших в концлагерях и гетто; б) работавших в промышленности; в) работавших в сельском и домашнем хозяйстве;
– об охвате выплатами всех категорий пострадавших как среди депортированных, так и среди перемещенных лиц;
– о безусловных выплатах детям и тем, кто родился в неволе;
– о создании наряду с промышленным фондом Федерального фонда, который охватит выплатами тех, на кого не распространяется инициатива фирм и банков;
– об установлении общего объема финансов, имеющихся в распоряжении фонда (фондов);
– о создании простой и управляемой системы выплат;
– о дифференциации выплат представителями разных категорий;
– об установлении “потолков” индивидуальных выплат (по категориям);
– о скорейшем обозначении сумм индивидуальных выплат, подлежащих обсуждению;
– о предоставлении каждым претендентом юридически безупречных доказательств своего права на выплату.
Как подчеркнул польский представитель Ежи Кранц, необоснованный отказ в финансовой поддержке лиц, подвергавшихся нацистским преследованиям, создаст в будущем политическую проблему. Мы должны избежать ее.
Представители жертв считают принципиально неприемлемыми предложения:
об ориентировании на шестимесячный или какой-либо иной срок пребывания в неволе и – соответственно – необходимый “производственный” стаж;
о “привязывании” выплат к уровню пенсионного обеспечения, существующего в той или иной стране; о выплатах по принципу “общего котла”; об охвате выплатами только тех лиц, которые находились в местах принудительного содержания на территории рейха в границах 1937 г.;
о вычете сумм ранее произведенных выплат из сумм вновь начисленных выплат;
о блокировании возможных в будущем исков претендентов к немецким фирмам.
Участники заседания отмечают, что они:
достигли определенной договоренности по некоторым важным вопросам, но многие острые вопросы остаются несогласованными;
столкнулись с рядом проблем, которые не могут быть решены в рамках немецкой промышленной инициативы – свое слово должно сказать Правительство ФРГ;
рассчитывают на понимание и добрую волю друг друга, а равно и на поддержку правительств, парламентов, широкой общественности своих стран.
По словам любящего иносказания С. Айзенштата, задача задач заключается в том, чтобы очистить посевы пшеницы от плевела.