Активисты Российского союза узников — жертв нацизма

НА ПРЯМОЙ СВЯЗИ СО ВРЕМЕНЕМ

Строки  биографии Александра Урбана в контексте Победы.

В свои детские и молодые годы он пять лет с гордостью носил венную форму. Особенно полюбилась ему морская тельняшка. Много лет спустя не расставался с ней в свободное время. Прочему тельняшка? Александр Урбан –  воспитанник (сын полка), затем гвардии матрос. Служил в авиации дважды Краснознамённого Балтийского флота, в последующем офицер запаса. Так что с давних лет он приверженец четкого  распорядка, а по большому счету  –  порядку. Всегда, везде и во всем. В первую очередь, конечно, в работе. И в работе над собой.

А предшествовала ей напряженная учеба. После вечерней школы рабочей молодёжи в Калининграде (бывший Кёнигсберг),  преодолев большой конкурс (причем готовился сам, без репетиторов), поступил  на переводческий факультет (тогда единственный в Советском Союзе) Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М.Тореза. Окончил  его  раньше срока – за год прошёл два курса –  и получил  диплом с отличием.

Многие годы  юбиляра связаны с работой в Фонде памяти полководцев Победы, который возглавляет дочь маршала И.С.Конева  Наталия Ивановна Конева. Александр Александрович  –  бессменный руководитель пресс-службы и официальный представитель этой   общественной организации. В большом объеме проводимой им работы немалое место занимают контакты с родными и близкими выдающихся советских полководцев и военачальников Великой Отечественной войны. Тех, под командованием которых войска и флоты внесли наибольший вклад в разгром гитлеровской Германии и ее сателлитов.

Результат этих контактов, деловых и дружеских связей – новые данные, документы, фотографии и свидетельства детей и внуков полководцев Победы.  Александр Александрович и его коллеги по военно-историческим исследованиям, в том числе и автор этих строк, используют эти данные   для  подготовки публикаций, книг, выставок; на встречах со школьниками, студентами, ветеранами, посвященными теме войны и победе. На этом направлении Александр Урбан – в первой когорте энтузиастов и подвижников-бессребреников, которые словом и делом помогают людям, особенно молодым, узнать  истинную правду о событиях 1941-1945 годов и их победном финале. И отстаивают эту правду не только в российской аудитории, но и на международном уровне – в Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, в других европейских странах.

На этом мирном фронте народной дипломатии  Александру Александровичу  неоценимую помощь оказывают его «союзники» –  блестящее образование, компетентность  и опыт работы в высоких сферах. Владеет немецким и английским языками,  и что важно для его специальности и  общественной деятельности –  он на профессиональном уровне освоил стенографию и пользуется ею в работе.

Чтобы представить уровень его компетентности во многих актуальных проблемах современной политики, международных отношений, военной истории,  назову хотя бы некоторые страницы трудовой и творческой  биографии Александра Урбана: главная редакция иностранной информации   ТАСС, корреспондент агентства  в Австрии  и Федеративной Республике Германии.  Уже там знания и страноведческую эрудицию героя нашего повествования оценили не только его прямые начальники и официальные лица Бонна и Вены,   но и высокопоставленные представители Москвы. В 1975 году Урбан был командирован из Бонна в Хельсинки –  для освещения конференции по вопросам европейской безопасности и сотрудничества.

Неудивительно, что после многолетней загранкомандировки  ему предложили серьёзную и ответственную работу. И не где-нибудь,  а в аппарате ЦК КПСС.  В новом качестве он  непосредственно участвовал  в подготовке и проведении важнейших международных встреч на высшем уровне. На ряде таких саммитов Александр Александрович в буквальном (и в переносном) смысле стоял за спиной первых лиц государства. В частности,    переводил ряд  важных встреч  с тогдашним канцлером ФРГ Вилли Брандтом. В этом же  ряду – подготовка и проведение  Московской Олимпиады 1980 года,   руководство редаппаратами сессий  Верховного Совета СССР и РСФСР,   Первого  съезда народных депутатов СССР,    разработка   первого Закона о печати и других средств массовой информации.

Как специалист по Германии Александр Урбан участвовал в создании и входил в руководство Общества «СССР-ФРГ»  (ныне  Общество «Россия – Германия», вице-президент). Он автор книг, брошюр и многочисленных  статей  по  международным проблемам и нацизму, переводчик  мемуаров   немецких политиков Франца-Йозефа Штрауса (написал предисловие к  русскому изданию этих мемуаров) и бывшего канцлера  Гельмута Шмидта.

Большим авторитетом и уважением пользуется он  в Российском союзе бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей (РСБНУ). Это еще один важнейший участок общественной деятельности Александра Александровича. Об этом следует сказать особо.

Далекие события времен Великой Отечественной войны оставили  глубокий след в душе и памяти маленького Саши.   В 1941-44гг. он находился на временно оккупированной территории Советской Белоруссии, год провел  в фашистской неволе (5-й полк в Витебске).  Оккупанты бросили туда мальчика вместе с мамой и сестрой Розой,  которая на полтора года старше.

Роза… Откуда не совсем обычное имя для белорусской девочки? У мамы была подруга по имени Роза, очень красивая еврейская девушка. Вот в ее честь сестра Саши и получила такое имя.

Из витебского  концлагеря фашисты увозили малышей (их оккупанты  именовали  «детьми бандитов») в Саласпилс, Дахау и Освенцим.  Подавляющие большинство их оттуда не вернулись. А что же Саша?  Как он выжил? Он считает: это прежде всего заслуга мамы.  А спасли их  партизаны и бойцы Красной Армии.

Но предоставим слово самому Александру Александровичу. Это фрагменты из его воспоминаний, которые еще ждут своего часа:

«Сожжённое белорусское село. По пыльной дороге бредёт босиком молодая женщина с двумя детьми. Это моя мать. Еду «на закорках», гляжу по сторонам – на пепелища хат, безжизненно торчащие дымоходы и колодезные журавли. Рядом, почти падая от усталости, плетётся такая же голодная и измождённая сестрёнка.  Она старше – ей уже шесть лет. Мне четыре с половиной.

Накануне мы всем селом стояли у стены недостроенного сруба  под дулами эсэсовских автоматов. Заложниками. За «связь с партизанами». Трёх- и шестидесятилетние. На глазах у всех добили одну бабушку – ей прострелили ноги,  и она очень громко кричала от боли. В домах искали оружие. Ничего не нашли, но село спалили, оставив людей без крова.

– Мама, а почему нас хотели убить?

– Это враги, сынок. Они вторглись в нашу землю как бандиты. Грабят,

убивают всех подряд.

– А откуда пришли такие страшные люди?

– Это не люди, сынок. Это фашисты. Они пришли из Неметчины.

– Где эта Неметчина, мама?

– Там, где обычно заходит солнышко, на западе…

Мама показывает рукой  на синеющий вдали лес.  «Где-то там»,–  тихо добавляет она».

Так что есть не только логика, но и глубинный смысл в том, что позднее Саша Урбан стал сыном полка.  В городе Черняховске (Инстербурге), что в бывшей Восточной Пруссии (ныне Калининградская область)…

Жизненный и рабочий путь ветерана труда Александра Александровича Урбана отмечен  государственными, общественными, а также православными  наградами – юбилейной  патриаршей грамотой и орденом  Дмитрия Донского. …

И вот уже много лет  с ним  «компас земной» –  жена и единомышленник  Надежда. Удивительная женщина, удивительная судьба. Однажды на пути в Москву  на границе польский пограничник спросил,  где она родилась. В документах значилось: в Польше,  в городке Мендзыже́ц-Подляски (Międzyrzec Podlaski).  Это в Люблинском воеводстве, в сотне километров севернее Люблина.

– Вы полька? – заинтересовался страж границы.

–  Я русская,  а родилась на вашей  польской земле, в году, когда ее освобождали, – сдержанно ответила стройная  светловолосая женщина.

Причем родилась она в необычный день – на Рождество, 7 января, в  боевых порядках войск 1-го Белорусского фронта. Они готовились тогда к последней крупнейшей стратегической операции Второй мировой – наступлению на Берлин. До Победы было еще долгих три месяца. И по формальным признаком, и реально Надежда была самым юным участником этой операции…

Сегодня у нее – тоже свой фронт. Фронт особый, дипломатический – в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) МИД РФ. Его выпускники, студенты Надежды Константиновны, мирными, дипломатическими средствами защищают рубежи Победы в нынешней весьма не простой международной обстановке, налаживают экономические связи. А их сын Андрей избрал путь отца. Получил диплом с отличием в том же вузе, что его отец и мать. Работал корреспондентом ТАСС в Лондоне, Бонне и Берлине. Благодаря его точной и выверенной информации, поступавшей из Берлина,  Москве удалось четко сориентироваться, когда решался вопрос о  германских выплатах бывшим жертвам нацизма – узникам лагерей смерти и подневольным работникам.

18 мая у Александра Александровича юбилей. Восемьдесят. Но он по-прежнему на стремнине времени, на связи с ним. На связи в контексте Великой  Победы, парадом в честь которой 24 июня 1945 года в Москве командовал Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский.  Отец Надежды Константиновны.

Такой вот исторический контекст…

Владимир Рощупкин,

профессор Академии военных наук.

Другие статьи по теме

СССР — Иран: кубок Шаха и первое исполнение гимна страны

Российский Центр «Холокост» готовит к изданию книгу «Футбол. Война. Холокост». Накануне товарищеского матча сборных России и Ирана, предлагаем вниманию читателей одну из ее глав. Сегодня уместно вспомнить короткую, но яркую…

Читать далее...

Союз Солдатских Родителей Республики Бурятия заключил соглашение с Обществом инвалидов войны в Афганистане Московский дом Чешира

Накануне Союз Солдатских Родителей Республики Бурятия в лице Малушко Евгения Васильевича заключил соглашение с РОО «Общество инвалидов войны в Афганистане «Московский дом Чешира» о сотрудничестве и взаимодействии для комплексной поддержки…

Читать далее...

«Страшный стал голод»: стратегия Бакке в действии

Весной 1941 года лидеры нацистской Германии тайно приняли к действию план частичного уничтожения народов СССР. Уже зимой 1941-1942 годов его жертвами должны были стать от 20 до 30 миллионов человек. Историк, президент фонда «Цифровая история» Егор Яковлев изучил огромный массив документов, в том числе не публиковавшихся на русском языке, и предложил…

Читать далее...

Прививка любви

В преддверии праздника пейсах, с одной стороны, и, большого количества людей с ослабленным иммунитетом в статусе самоизоляции, c другой в рамках проекта EnerJew стартовала волонтерская акция «Прививка любви». Присоединился к…

Читать далее...

Любите нас, пока мы живы!

Языки