Письмо в журнал Родина
Гл.редактору журнала «Родина»
В.А.Фронину
Уважаемый В.А.Фронин!
Обращаюсь к Вам по поводу статьи «Ворую только в государственных учреждениях…» Юрия Борисёнка и Олега Мозохина, опубликованной в журнале «Родина» (№ 4, апрель 2016 г., стр. 122). К Вам обращался уже Синегрибов Л.К. – председатель Общероссийского союза бывших несовершеннолетних узников, главный редактор газеты «Судьба» по поводу снимка, использованного в качестве иллюстрации к статье, на котором группа детей – узников финского концлагеря в г.Петрозаводске, сделанного военным корреспондентом Г.З. Санько в июне 1944 г. после освобождения Петрозаводска. Фотография была свидетельством военных преступлений на Нюрнбергском процессе 1947 г., автор получила золотую медаль на всемирной выставке «Интерпрессфото-66» в 1966 г., теперь через 50 лет стала вдруг иллюстрацией к статье историков о детской преступности. Мы, еще живые дети с той фотографии, узнали о публикации в журнале «Родина», прочитав обращение Синегрибова в газете «Судьба». Фотография бывших узников финских концлагерей в оккупированном Петрозаводске помещена в качестве доказательства совершения правонарушений несовершеннолетними и их наказания в Советском союзе (1935 г.). История создания этой фотографии изложена в статье В.В.Литвинова, вновь опубликованной в газете «Судьба» для Вас.
Было очень неприятно смотреть и воспринимать эту фотографию в соседстве с фотографией преступника. На прошедшей 30 ноября 2016 г. конференции бывших малолетних узников общественной организации «Карельский союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей» принята резолюция, в которой отражено возмущение бывших малолетних узников этим отождествлением нас, пострадавших в нацистских концлагерях, с несовершеннолетними преступниками. Настаиваем на опровержении в журнале «Родина» и публикации статьи В.В. Литвинова, в противном случае вынуждены будем защищать честь и достоинство в судебном порядке.
Председатель ОО «Карельский союз
бывших малолетних узников фашистских концлагерей»
К.А. Нюппиева
P.S. Дело в том, что я одна из живых свидетелей – девочка в правом нижнем углу на фотографии Г.З.Санько. Фотография была опубликована в г.Петрозаводске в газете «Ленинская правда» 9 мая 1966 г. после выставки «Интерпрессфото-66» разошлась в виде клише по газетам Советского союза и многочисленным изданиям за границей и стала символом нацистских концлагерей. А теперь она помещена на камне памятном знаке на месте бывшего концлагеря №6 в г.Петрозаводске, где содержались 25000 мирных граждан с детьми и 7000 из них погибли от голода, болезней, истязаний. На кладбище «Пески», где хоронили узников в 1941-1944 г. в общих могилах и рвах, создан мемориал жертв концлагерей. Эксгумация государственной комиссией в 1944 году подтвердила наличие 9 общих захоронений, в которых в несколько слоев сложены трупы (не менее 7000) (Сборник документов и материалов «Чудовищные злодеяния финско-фашистских захватчиков на территории Карело-финской ССР», Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1945 г.; «Финская оккупация Петрозаводска» Юкка Куломаа, Петрозаводск: А.Н.Ремизов, RIF COMPANY, 2006; «Десант в полдень» И.М.Бацер, Петрозаводск, 1974, 1984 г.). В интернете имеется документальный фильм «Крайняя справа я» режиссера Елены Белоусовой, получившей ТЭФИ-2014, с комментариями историков Петрозаводского университета С.Г.Веригина и Ю.М.Килина и финского ученого Анти Лайне, защитившего диссертацию по истории концентрационных лагерей в Петрозаводске. До ноября 1943 г. лагеря назывались концентрационными, о чем свидетельствуют справки, полученные бывшими узниками, но после поражения немцев под Сталинградом финляндские власти и главнокомандующий К.-Г. Маннергейм решили переименовать их в переселенческие чтобы отстраниться от своих фашистских союзников. Надпись на щите была на двух языках: финском и русском, в журнале она не полная. Угроза расстрела не была пустым предупреждением, вооруженная охрана стояла на вышках и могла стрелять при нарушении запрета. У меня на правом бедре след от пули, которая по касательной ранила меня и вырвала кусок кожи когда мы под проволокой ползком пробирались в лагерь после попытки найти что-то съедобное за пределами лагеря (барак 125 концлагеря № 6).
К.А.Нюппиева (Соболева)