Вот такие пироги

О чём напомнили встречи в библиотеке


Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

С этих стихов Людмилы Михайловны Голодяевской, бывшей малолетней узницы фашизма (проживает в Самаре), началась встреча детей войны в большом «зеленом» зале Славской районной библиотеки.

ПРИСТУПАЯ к реализации проекта «Клуб «Бабушкины пироги» для бабушек (бывших узников фашизма) и их внуков», который реализуется в рамках благотворительной Программы «Место встречи: диалог», осуществляемой CAF России при поддержке Фонда «Память, ответственность и будущее», его авторы и координаторы даже не предполагали, к каким откровениям приведут воспоминания бывших концлагерников. Казалось, про всех всё ясно, никаких особых тайн о людях, давно знакомых, не существует. Ан нет! В жизни детей войны много такого, о чём не только говорить не хочется, но и даже вспоминать.

Str_6_23 октября Валентине Викторовне Чижиковой исполнится 84 года. Живёт в посёлке Советское, куда молодым специалистом по культуре приехала после окончания Советского культпросветучилища ещё в 1950 году. Потом, получив второе образование, перешла работать в местную библиотеку, уйдя на заслуженный отдых в 1992 году. Накануне дня рождения директор Межпоселенческой библиотеки Славского района Р.В. Тарасова и Л.В. Власова побывали в гостях у Валентины Викторовны. Им было о чём поговорить, что и кого вспомнить. Как-никак в одной системе трудились очень долго. А раньше профессиональное общение между библиотекарями было куда теснее, чем сегодня. Хозяйка была очень рада гостям, надела нарядную блузку, повязала красивый платок. Она живёт одна, с трудом передвигается по комнатам при помощи специальной каталки – 5 раз ломала одну и ту же ногу. Но усадьба не запущена. Сын с супругой, которые живут в этом же посёлке, не бросают бабушку, следят и за её здоровьем, и огородом, садом, домом.

…Когда началась война, маленькая Валя окончила три класса. Семья жила на Смоленщине, откуда и была угнана в Германию всем составом. Поначалу жили в лагере, потом их купил богатый фермер. Хутор, на котором им пришлось прожить вплоть до освобождения, находился, кстати, где-то близ нынешнего города Черняховска. По рассказам Валентины Викторовны, хозяева относились к своим рабам неплохо. Но несвобода всё равно есть несвобода. Два года семья работала на фермера. Когда стало понятно, что рядом идут бои, пленники были почти уверены, что хозяева не оставят их в живых. Однако однажды, проснувшись утром, оказались на хуторе одни. Ехать было некуда, их малую родину разбомбили. Поэтому ещё какое-то время семья проработала в одной из воинских частей в подсобном хозяйстве. А спустя несколько лет после окончания войны, сама вернулась в те места, где была узницей.

Str_6_3Военная судьба Фриды Петровны Демешкиной схожа во многом с её коллегой В. В. Чижиковой. Узниками трудового лагеря в Австрии стала вся её семья. Там, за колючей проволокой, родился её младший брат. Условия содержания пленников были сносные. Была больница, где принимали роды у её мамы, дети ходили в школу, даже новогодние утренники проводились. Когда пришло долгожданное освобождение, семья не захотела ждать отправки на родину, в Украину, а пешком отправилась, с грудным ребёнком на руках! Так хотелось домой! Пересекли на волах Болгарию. По приезду домой из съестных запасов были только мешок сухарей и полмешка гороха. Провизия быстро закончилась, дети от голода буквально пухли. В поисках лучшей доли в 1946 году семья переезжает по вербовке в Калининградскую область. Как приехали в посёлок Красное, так до сих пор Фрида Петровна там и проживает. Много лет отработала в местном магазине. И 10 лет в библиотеке. Книги любит до сих пор. В большом количестве выписывает их по почте. Вполне может открыть пункт книговыдачи. Но не спешит это делать, поскольку к каждому тому относится очень трепетно. Равно, как и к памяти своих родных. В доме Ф.П. Демешкиной все стены увешаны их портретами. На одной – с траурными лентами, на других – фотографии поновее. И о каждой женщина рассказывает с большой любовью. Семья большая, одних только правнуков шесть! Одинокой женщине помогает внук, специально приезжает из Советска. Понятно, что это происходит не так часто. Поэтому приезд славских библиотекарей для Фриды Петровны был своеобразным подарком.
Str_6_4

Мария Михайловна Заварзина, жительница поселка Гастеллово вспоминает: «Немецкая машина подъехала к дому, солдаты выгнали всех из дома, кто в чем был, с собой не дали ничего взять. Отвезли на станцию, погрузили в товарный вагон. Вагоны набивали людьми так, что нельзя было пошевелиться. Маленькую сестричку Галю мать держала над головой чтобы не задушили. Поезд остановился, нас выгрузили из вагонов и погнали по тропинке. А с тропинки нельзя было шагнуть в сторону, все было заминировано. Погнали за колючую проволоку, а там все было засыпано снегом. Как я потом узнала, это было замерзшее Пинское болото. Колючая проволока была натянута очень часто, чтобы никто не смог выползти. На вышке стояли часовые с автоматами, если кто-то подходил к проволоке, сразу палили из автомата. От усталости долго стоять на ногах не могли, падали без сил на снег, так и лежали на холоде голодные. Иногда бросали замерзшую буханку хлеба посреди лагеря и смеялись над тем, как люди кидались к этой буханке в надежде откусить хоть крошечку, чтобы дать пососать ее своим детям. Однажды этой замерзшей буханкой маме размозжили голову. Сколько там мы пролежали, не помню. Мне тогда было 4 года. Помню лишь то, что и живые и мертвые лежали рядом. Там умерла моя бабушка и маленькая сестричка Галя. При освобождении нас из лагеря, потерялась средняя сестра Оля. Ее подобрали солдаты, так как она не могла двигаться, у нее сильно были обморожены ноги. Ее отвезли в детский дом, где она прожила три года, пока ее нашли родные. У меня тоже были обморожены ноги, но я ползла за мамой. После лагеря долго не могла ходить. Все это было очень страшно. Вспоминать об этом больно и горько».

Пережив ужасы военного времени, наши земляки нашли в себе силы не только продолжить мирную жизнь, но активно участвовать в её преобразованиях.

Раиса ТАРАСОВА
Директор МБУ «Межпоселенческая библиотека Славского района»
Калининградская область

Другие статьи по теме

Жертвы узнают своих палачей

Выступление А.А. УРБАНА – члена Совета Общероссийской общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» (РСБНУ), первого заместителя председателя РСБНУ на встрече руководителей ветеранских организаций антигитлеровской коалиции (27 марта…

Читать далее...

Мы нужны друг другу

Второй год под руководством директора О.Г. Семячковой в Центре социального обслуживания населения Чкаловского района г. Екатеринбурга реализуют социальный проект, связанный с поддержкой людей, пострадавших от национал-социализма. Эта работа проводится под…

Читать далее...

Письмо В.В. Путину

Исполнилось 85 лет Галине Степановне Примакиной (Тышкевич) – нашему давнему и постоянному автору. Её публикации всегда вызывают многочисленные отклики читателей «Судьбы». Публикуем новые корреспонденции бывшей узницы немецких концлагерей. Они свежие,…

Читать далее...

Пожилые люди: образ жизни, ответственность

«Душевный разговор» Проект выиграл грант в 2014 году, автор проекта Фонд поддержки местного сообщества «Территория успеха» Информацию о проекте размещаем в новостях на официальном сайте www.permfond.ru  Ирина БУРДИНА 617060, Пермский…

Читать далее...

Свеча «Судьбы» не угасает

Многолетние старания издателей и распространителей газеты жертв нацизма получили поддержку Общества «Знание» России и Германского  Федерального фонда «Память, ответственность и будущее»   Минуло двадцать два года со дня выхода в…

Читать далее...
Языки